logo search
диана введение

33. Объект и предмет управления, их взаимосвязь

Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.

Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Две трактовки понятия «управление»:

1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;

2) как механизм управления.

Объект теории управления – это управление как процесс и как механизм.

Для определения предмета теории управления необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.

Предмет теории управления – управленческие отношения, в которых выражаются социальные, экономические, политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения специфики, развития и совершенствования; а также тенденции развития практики управления, методы и технологии управления.

Основные этапы развития теории управления:

Первый этап развития теории управления: изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления.

Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации. На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления.

Содержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления.

Второй этап: определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления.

Третий этап: формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией.

Четвертый этап изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности.

Пятый этап: изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала), а также техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель).

Шестой этап развития теории управления – создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления.

Наиболее распространенные определения понятия «управление»:

1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

3) создание и осуществление воздействий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

4) процесс организации целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате чего удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом;

5) процесс формирования целей и способов их достижения;

6) использование причинно-следственных отношений, при котором поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

7) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

8) управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, экономические и морально-этические рычаги воздействия.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

Основные этапы процесса формирования научной теории:

• наблюдение за совершающимися процессами и анализ их с помощью известных из других наук методов;

• синтез знаний и создание теоретических основ науки (принципы, зависимости, законы и закономерности);

• формализация и систематизация происходящих процессов, составление их типологии;

• разработка прикладных научных основ для анализа и синтеза наблюдаемых процессов;

• создание методологии исследования процессов заданной типологии;

• накопление статистических данных об результативности предложенной методологии и ее корректировка.

Особенности процесса управления: Управление – целенаправленный процесс, выполняемый непрерывно во времени и пространстве, требующий глубокого анализа, разработки и постановки определенных целей. Чем точнее результат соответствует установленной цели, тем выше качество управления.

34. GR-менеджмент: сущность, роль в бизнесе.

GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию. Функциональные обязанности

  1. Организация взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями;

  2. Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;

  3. Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;

  4. Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;

  5. Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений. В настоящее время все большее число крупных российских компаний приходит к выводу о необходимости принять в свой штат джиарщика. В первую очередь это касается строительства, девелопмента, ритейла, алкогольных и табачных компаний.  

GR-специалисты востребованы:

GR-специалисты чаще привлекаются для реализации тех или иных проектов, нежели работают на постоянной основе. Это связано с тем, что их пытаются найти напрямую среди чиновников или среди сотрудников консалтинговых компаний. Также известны примеры, когда в составе Госдумы или правительства оказывались бывшие топ-менеджеры некоторых крупных компаний (например, нефтяного сектора), достаточно эффективно отстаивавшие их интересы.  

По моему мнению, российский бизнес еще не готов адекватно оценивать специалистов по GR. Это кандидаты, которые стоят дорого и берут на себя реальную ответственность, имеют отличные навыки в управлении рисками.

В России для GR-специалистов характерны четыре роли.  

1. Переговорщик. Человек, который лично хорошо знает представителей государственных органов, умеет с ними договариваться. Это не только взятки, это на самом деле грамотные переговоры для получения баланса интересов.

2. Советник (консультант). Вопросы взаимодействия с госорганами по традиции часто лежат на первом лице предприятия (от имени компании переговоры ведет генеральный директор), поэтому специалист по GR выступает консультантом или референтом для гендиректора. Планирует то, что компании нужно от госорганов, что компания может реально получить и что для этого сама должна сделать. Составляет бюджет на все программы взаимодействия с госорганами и контролирует их реализацию. Проводит мониторинг законов, распоряжений, инструкций, актов госорганов, во­время информирует руководство компании обо всех изменениях. Готовит необходимые документы.  

3. Контролер. Специалист, который следит за тем, чтобы все обязательства, принятые и компанией, и госорганами, выполнялись обеими сторонами, составляет бюджет по этим вопросам, следит за его исполнением, следит за своевременной подготовкой и предоставлением в госорганы всех справок, ответов на их запросы, внесением штрафов от компании.

4. Пока в наших компаниях часто используется еще одна роль такого специалиста - лоббист (например, «наш человек» в Думе), или взяткодатель. Такой подход к роли лоббиста существует только в России. 

Когда мой клиент ставит мне задачу - найти специалиста, который бы лоббировал его интересы во властных структурах, я пытаюсь «докопаться до сути вопроса»: с какой целью необходим такой специалист в этой компании? Компании достаточно часто просят специалиста, который станет посредником в коррупционных действиях. Плохо это или хорошо - вопрос совсем другой.

Один мой кандидат говорил, что он не сталкивался с тем, чтобы работодатели признавали, что профессия GR исключительно коррупционная, хотя он и не исключал такой возможности и, в принципе, к этому нормально относился. Но при этом был уверен, что нельзя рассматривать профессию GR-специалиста только как коррупционную.