logo search
ГОС наш вар

4.1. Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.

Планирование – процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения.

Планирование – сфера управленческой деятельности, в которой осуществляется постановка целей предприятия на близкую и отдаленную перспективу, определяются способы и сроки ее реализации, а также ресурсное обеспечение.

Основные задачи планирования деятельности предприятия:

  1. Обеспечить фин. устойчивость предприятия и более высокую рентабельность капитала чем у конкурентов.

  2. Увеличивать объем продаж и долю на рынке за счет высококонкурентной продукции.

  3. Создать новые места для развития предприятия и обеспечения соц. и экономической стабильности как на предприятии, так и в стране.

Значение планирования:

  1. С помощью планирования обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности предприятия.

  2. Планирование охватывает как основные, так и вспомогательные процессы производства.

  3. Заставляет сосредоточить внимание на первоочередных задачах.

  4. Планирование не допускает неопределенности действий.

  5. Планирование облегчает контроль всех сфер производства.

Особенности планирования:

  1. Планирование - это всегда принятие решения на осуществление определенных действий по достижению результатов в перспективе.

  2. Система планирования должна быть гибкой и способной адаптироваться к постоянным изменениям как объекта управления, так и внешней среды.

  3. Процесс планирования всегда направлен на достижения желаемого результата. Планирование предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращения числа неиспользованных возможностей.

  4. Главная роль заключается не в предсказании будущего состояния, а в активном преобразовании объекта планирования к внешней среде.

Методология планирования – совокупность основных принципов, методов, системы принимаемых показателей и мер, необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

Для организации плановой работы используют принципы. Принципы – это основные положения, которыми руководствуются предприятия при осуществлении своей деятельности. Их соблюдение создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает вероятность отрицательных результатов планирования.

Принципы:

  1. Принцип единства.

  2. Принцип участия.

  3. Принцип непрерывности.

  4. Принцип гибкости.

  5. Принцип точности.

Принцип единства исходит из того, что планирование на предприятии должно иметь системный характер.

Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единственного направления их развития, ориентированные на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее и отдельные части процесса планирования.

Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации как на горизонтальном уровне, так и на вертикальном уровне.

Координация на горизонтальном уровне – это координация на уровне функциональных подразделений.

Координация плановой деятельности отдельных подразделений выражается:

  1. Деятельность ни одного подразделения предприятия нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с деятельностью другого подразделения этого уровня.

  2. Всякое изменение в планах одного подразделения должно быть отражено в планах другого подразделения.

Взаимосвязь и одновременность – главные черты координации планирования на предприятии.

Координация на вертикальном уровне - это единство в рамках управления по иерархии планирования.

Все планы созданные на предприятии представляют собой взаимосвязанную систему.

Принцип участий.

Тесно связан с принципом единства. Он означает, что каждый член предприятия становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых им функций.

Процесс планирования должен затрагивать всех, кто привлечен к процессу планирования.

Планирование, основанное на принципе участия называется партисипативным.

Выгоды от реализации принципа участия:

  1. Каждый участник процесса планирования глубоко понимает различные стороны жизни предприятия, т.к. получает более полную и объективную информацию чем раньше.

  2. Личное участие членов предприятия в планировании приводит к тому, что планы предприятия, цеха становятся личными планами работников = достижение цели предприятия приводит к удовлетворению собственных потребностей.

  3. Работники предприятия , занимаясь планированием реализуют себя как личности.

  4. Партисипативное планирование объединяет 2 функции планирования, которые обычно вступают в противоречия друг с другом – это оперативное руководство и планирование.

Принцип непрерывности предполагает:

  1. Процесс планирования на предприятии осуществляется постоянно в рамках установленного цикла.

  2. Разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании способности планам менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для того, чтобы принцип гибкости мог осуществляться, планы должны составляться так, чтобы в ни можно было вносить изменения в связи с изменением внутренней и внешней среды, т.е план должен иметь определенные резервы.

Принцип точности.

План должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности, т.е. планы д.б. конкретизированы и детализированы в той степени, в которой позволяет внутренние и внешние условия деятельности предприятия.

Основная задача планирования – разработка мероприятий, которые необходимо выполнить сегодня, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. Средства и методы обоснования плановых решений являются связующим звеном между настоящим и будущим. Под методом планирования понимается процесс поиска, обоснование выбора плановых показателей и результатов.

Наиболее распространенные методы в планировании:

  1. Нормативный метод

Планирование показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов рассчитывается потребность предприятия в ресурсах и источниках.

  1. Расчетно-аналитический

На основе анализа достигнутых величин показателей, принимаемых за базу, и индексов их изменения в планируемом периоде рассчитываются плановые величины и их показатели.

  1. Балансовый метод

Обеспечивается равенство 2-х показателей, строятся балансы, с помощью которых достигается увязка имеющихся фактически ресурсов и их потребность.

  1. Метод оптимизации плановых решений

Предполагает разработку нескольких вариантов плановых решений, чтобы выбрать из них наиболее оптимальное.

Для этого применяются разные критерии выбора (max прибыль, min текущие затраты и т.д.).

  1. Экономико-математические методы

Обеспечивают количественную взаимосвязь между показателями и факторами, их определяющие. А эта связь выражается через экономико-математическую модель, т.е. этот метод обеспечит не только быстроту и качество расчета, но и позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант.

  1. Графоаналитический метод.

Он соединяет в себе графические средства выражения и аналитический характер обработки данных.

  1. Программно-целевой метод - система методов планирования и управления программой, который включает в себя:

- оценку и выбор проблем для решения, которыми будет разработана программа

- формирование и оптимизация программы

- Определение требуемых ресурсов и распределение их между программами

- организация системы управления программой

- координация и контроль работ по программе.

Специфика планирования в России

Несовершенство Российского рынка является причиной, которая ограничивает широкое применение прогрессивных форм планирования в Российском предпринимательстве.

Факты, которые ограничивают использование планирования в Отеч. условиях:

1.Высокая степень неопределенности на Российском рынке, т.е. неопределенность в экономическом, полит., социал. и др. направлений деятельности государства.

2. Низкий уровень накопления капитала на Российских предприятиях – это не позволяет осуществить эффективные затраты на организацию планирования.

3. Отсутствие юридических и этических норм, регулирующих поведение предпринимателей, а также отсутствие культуры Отеч. рынка.