logo search
VVEDENIE_V_SPETsIAL_NOST__praktikum

Глоссарий

1

Академический час- это минимальная учетная единица учебного времени. Продолжительность академического часа составляет, как правило, 45 минут. Два академических часа образуют пару академического времени.

Бакалавр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования, который приобретается на основе полного общего среднего образования и предусматривает овладение лицом соответствующей образовательно-профессиональной программой и приобретение компетенции для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности. Подготовку бакалавров осуществляют университеты, академии, колледжи.

Выборочные учебные дисциплины устанавливаются высшим учебным заведением. Выборочные учебные дисциплины вводятся для удовлетворения образовательных и квалификационных потребностей личности, эффективного использования возможностей и традиций конкретного учебного заведения, региональных потребностей и т.п.

Выпускные (работы) выполняются на завершающем этапе обучения студентов в высшем учебном заведении и предусматривают: систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение их при решении конкретных научных, технических, экономических, производственных и других задач; развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и эксперимента, связанного с темой проекта (работы).

Высшее образование - уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основанное на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

Высшее учебное заведение - образовательное, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, принципов автономии, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные (образовательно-научные) программы высшего образования по определенным образовательно-квалификационных (образовательно-научным) уровням, обеспечивает обучение, воспитание лиц, получения ими квалификации в соответствии с их призванием, интересами, способностями и нормативными требованиями в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность.

Государственная аттестация студента осуществляется государственной экзаменационной (квалификационной) комиссией после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной (квалификационной) подготовки требованиям образовательной (квалификационной) характеристики.

Государственный стандарт образования - это совокупность норм, которые определяют требования к образовательному (квалификационного) уровня.

Государственная аттестация студента- определение фактического соответствия его подготовки к требованиям образовательно-квалификационной характеристики. Государственная аттестация осуществляется государственной экзаменационной комиссией (ГЭК) после завершения обучения на определенном образовательно-квалификационном уровне. ГЭК оценивает уровень научно-теоретической и практической подготовки выпускников, решает вопрос о получении определенного образовательного уровня, присвоении соответствующей квалификации и выдаче документа о высшем образовании.

Документ об образовании - материальная форма получения, хранения, использования и распространении информации о персональных данных выпускника учебного заведения, его образовательно-квалификационного (образовательно-научного) уровня, зафиксированного в государственных органах управления образованием и частично воспроизведенной на пластиковой карточке.

Индивидуальный учебный план студента составляется на основании рабочего учебного плана и включает все нормативные учебные дисциплины и часть выборочных учебных дисциплин, выбранных студентом с обязательным учетом структурно-логической схемы подготовки.

Итоговый контроль проводится с целью оценки результатов обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или на отдельных его завершенных этапах.

Кафедра - базовое структурное подразделение университета, академии, колледжа (его структурных подразделений), осуществляя 19 учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольких родственных специальностей, специализаций или учебных дисциплин и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенным направлениям.

Качество высшего образования - совокупность качеств лица с высшим образованием, что отражает его профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обуславливает способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества.

Качество образовательной деятельности - совокупность характеристик системы высшего образования и ее составляющих, которая определяет ее способность удовлетворять установленные и предусмотренные потребности отдельного лица или (и) общества.

Квалификационная характеристика - это основные требования к профессиональных качеств, знаний и умений специалиста, которые необходимы для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Консультация - форма учебного занятия, при которой студент получает ответы от преподавателя на конкретные вопросы или объяснение определенных теоретических положений или аспектов их практического применения.

Кредит - это три академических часа, 36 часов учебных занятий и самостоятельной работы в учебном недели в течение учебного семестра.

Курсовая работа выполняется с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применения к комплексному решению конкретной профессиональной задачи.

Лабораторное занятие - форма учебного занятия, при котором студент под руководством преподавателя лично проводит натурные или имитационные эксперименты или опыты с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений данной учебной дисциплины, приобретают практические навыки работы с лабораторным оборудованием, оборудованием, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области.

Лекция - основная форма проведения учебных занятий в высшем учебном заведении, предназначенных для усвоения теоретического материала. Как правило, лекция является частью курса лекций, который охватывает основной теоретический материал отдельной или нескольких тем учебной дисциплины. Тематика курса лекций определяется рабочей учебной программой.

Магистр - образовательно-квалификационный уровень высшего образования, который приобретается на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра и предполагает овладение лицом соответствующей образовательно-профессиональной программой и приобретение компетенций для выполнения задач и обязанностей (работ).

Нормативные учебные дисциплины устанавливаются государственным стандартом образования. Соблюдение их названий и объемов является обязательным для учебного заведения.

Образовательная деятельность - деятельность, связанная с предоставлением услуг для получения высшего образования с выдачей соответствующего документа.

Образовательная характеристика - это основные требования к качеству и знаний лица, имеет определенный образовательный уровень.

Образовательно-квалификационный (образовательно-научный) уровень высшего образования - характеристика высшего образования по признакам степени сформированности знаний, умений и навыков человека, обеспечивающих его способность выполнять задачи и обязанности (работы) определенного уровня профессиональной, научной деятельности.

Практическая подготовка студентов высших учебных заведений является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня и имеет целью приобретение студентом профессиональных навыков и умений.

Практическое занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентом в соответствии сформулированных задач.

Рабочая учебная программа дисциплины содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения и их объем, определяет формы и средства текущего и итогового контроля.

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий время, отведенное для самостоятельной работы студента, регламентируется рабочим учебным планом и должно составлять не менее 1/3 и не более 2/3 общего объема учебного времени студента, отведенного для изучения конкретной дисциплины.

Семестровый дифференцированный зачет - это форма итогового контроля, которая заключается в оценке усвоения студентом учебного материала по определенной дисциплине исключительно на основании результатов выполненных индивидуальных заданий (расчетных, графических и т.п.)

Семестровый экзамен - это форма итогового контроля усвоения студентом теоретического и практического материала по отдельной учебной дисциплине за семестр, которая проводится как контрольное мероприятие.

Семинарское занятие - форма учебного занятия, при которой преподаватель организует дискуссию заранее вокруг определенных тем, к которым студенты готовят тезисы выступлений на основании индивидуально выполненных заданий (рефератов).

Текущий контроль знаний осуществляется во время проведения практических, семинарских занятий и имеет целью проверку уровня подготовленности студента к выполнению конкретной работы. Форма проведения текущего контроля во время учебных занятий и система оценивания уровня знаний определяется соответствующей кафедрой.

Уровень профессиональной деятельности - характеристика профессиональной деятельности по признакам определенной совокупности профессиональных задач и обязанностей (работ), которые выполняет человек с высшим образованием.

Учебно-воспитательный процесс в высших учебных заведениях - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на усвоение соответствующей образовательно-профессиональной (образовательно-научной) программы определенного образовательно-квалификационного (образовательно-научного) уровня и обеспечение патриотического нравственного, духовного, эстетического и физического развития личности.

Учебное время студента определяется количеством учетных единиц времени, отведенных для осуществления программы подготовки на данном образовательном или квалификационном уровне. Учетными единицами учебного времени студента является академический час, учебный день, неделя, семестр, курс, год.

Учебный день - составная часть учебного времени студента продолжительностью не более 9 академических часов.

Учебный курс - завершен период обучения студента в течение учебного года. Продолжительность пребывания студента на учебном курсе включает время учебных семестров, итогового контроля.

Учебный план - это нормативный документ высшего учебного заведения, который составляется на основании образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки и определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и их объем, график учебного процесса, формы и средства проведения текущего и итогового контроля.

Учебный семестр - составная часть учебного времени студента, заканчивается итоговым семестровым контролем. Продолжительность семестра определяется учебным планом ( 17-18 недель).

2

Адаптация персонала- процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом. Этот термин применим как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутреннейротации

Автоматизированое рабочее место (АРМ) сотрудника кадровой службы – совокупность организационно-програмных технических ресурсов, которое обеспечивает специалисту по персоналу сбор и систематизацию персональных данных, автоматизацию управленческих функций в области управлении персоналом.

Аутстаффинг (outstaffing, англ.) – выведение персонала за штат компании. При аутстаффинге персонал компании заключает трудовые договора не с компанией, а с соответствующей организацией (в данном случае кадровым агентством). При этом исполнитель берет на себя функции выплаты заработной платы, уплаты налогов, исполнения трудового законодательства (прием на работу, увольнение и т.д.). В то же время работу персонал выполняет непосредственно для компании.

Введение в должность нового сотрудника – комплекс мероприятий, предназначенных для быстрой и эффективной адаптации нового персонала. Программа введения в должность, разработанная в организации, позволяет обеспечить наилучший трудовой старт новому члену коллектива. Ее главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников с общими правилами работы в организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, с новыми рабочими условиями, корпоративными традициями и нормами поведения.

Внешняя среда организации – компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации, оказывающие прямое или косвенное влияние на ее устойчивость, эффективность и конкурентоспособность.

Выгорание менеджера – психоэмоциональное истощение специалиста, которое вызвано постоянными стрессами, при котором происходит истощение психологических, эмоциональных, энергетических ресурсов профессионала, работающего с персоналом.

Деловая игра – средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), применяемая для обучения и поисков новых способов исполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.

Делегирование полномочий- процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя. Суть этого понятия заключается в том, что работающие над конкретной проблемой лица лучше понимают ситуацию, чем руководитель. И, соответственно, им проще найти выход и решить имеющуюся проблему

Интеллектуальный потенциал- совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций на промышленных предприятиях и в организациях. Необходимо различать абсолютный, или максимально возможный, и реальный потенциал

Итоговая оценка знаний- контроль успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим систему знаний данного учебного курса.

Кадровая служба- совокупность специализированных подразделений в структуре предприятия (с занятыми в них должностными лицами — руководителями, специалистами, техническим персоналом), призванных управлять персоналом предприятия.

Кадровая политика- совокупность правилинорм,целейипредставлений, которые определяют направление и содержание работы сперсоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому её считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения её работниками своих функций.

Кадры- 1) основной (штатный) состав подготовленных, квалифицированных работников предприятий, учреждений, партийных, профсоюзных и общественных организаций той или иной отрасли деятельности

Карьера- успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице.

Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций) – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case – «случай»). Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Компетенции, модель компетенций – стратегическое управление персоналом требует понимания того, какие люди – какие их навыки, качества и установки – необходимы компании для ее успешного развития.

Компетенция – интегральное качество, сочетающее в себе знания, навыки и установки человека, описанное в терминах наблюдаемого поведения.

Коллоквиум- форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно ввузах. Как правило, представляет собой проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен, и оценить текущий уровень знаний студентов.

Контроллинг- внутрифирменная система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля.

Методы управления персоналом- то способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают: экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

Модульное задание- целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.

Организационная культура- это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Отдел кадров - то структура в организации, которая занимается управлением персоналом в организации, то есть деятельностью людей, выполняющих на предприятии или в организации функции, способствующие наиболее эффективному использованию человеческих ресурсов для достижения первичных целей предприятии (организации).

Оценка персонала – это набор нескольких инструментальных систем, прочно связанных с тремя функциями управления персоналом: подбор и расстановка персонала, мотивация, компенсации и льготы, обучение и развитие.

Персонал-  представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, направленной на достижение целей фирмы и собственных целей.

Персональная культура - вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей.

Планирование кадровой работы - направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контроля за его использованием”.

Профориентационная работа – мероприятия по оказанию помощи людям (учащимся, рабочим и др.) в осуществлении их конституционного права на труд, на свободный выбор профессии с обязательным учетом стремлений, интересов, навыков и способностей, знаний каждого конкретного человека, потребностей общества.

Проффесиограмма- система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией илиспециальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

Производственная практика- практическая часть учебного процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, проходящая, как правило, на различных предприятиях в условиях реального производства. Является заключительной частью учебной практики, проходящей в учебном заведении. Во время производственной практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического учебно-практического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранной специальности или профессии.

Потенциал специалиста- совокупность социальных элементов человека, влияющих на экономическую деятельность человека в рамках существующих морально — этических и правовых норм общества. К ним следует отнести качества личности, мораль, партнерство, соревнование, тип общения, конфликтность, искусство и техника переговоров»

Рекрутингчасть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность.

Социальная среда организации – среда, образуемая самим персоналом с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам; социальная инфраструктура организации и все то, что так или иначе определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений.

Стратегиявзаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи данной организации по отношению к ее конкурентам. С. – это то, чего хотели бы достигнуть высшие руководители фирмы в течение длительного периода.

Специалист- работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.

Стратегия делегирования – подход, исключающий участие менеджера. Путем обсуждения конкретных ситуаций и их анализа работники разрабатывают программу дальнейшего развития организации.

Стратегия дифференциации – стратегия, направленная на то, чтобы поставить на рынок товары или услуги, по своим качествам более привлекательные в глазах потребителей, чем конкурирующая продукция.

Стратегия роста – стратегия, предполагающая постоянное повышение уровня показателей предыдущего периода; применяется на динамично развивающихся предприятиях с быстро изменяющимися технологиями.

Стратегия сокращения – стратегия, используемая когда преследуемые цели устанавливаются ниже достигнутого.

Стратегия управления персоналом – специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированный с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

Структура органическая – структура организации, характеризующаяся децентрализованной иерархией, гибкими рабочими процедурами и демократическим стилем руководства, общение в пределах которой является неформальным и открытым.

Структура рабочей силы – состав рабочей силы по отраслевым, профессиональным, квалификационным и демографическим признакам.

Субъект кадровой работы – относительно самостоятельное в своих действиях лицо или орган, которому предоставлено право или вменено в обязанность решать вопросы, связанные с реализацией задач кадровой политики, осуществлять те или иные функции кадровой работы.

Тренинг – (англ. training – специальная тренировка) – систематическая тренировка или совершенствование каких-либо навыков и поведения работников организации в направлении улучшения возможностей реализации целей организации.

Управление персоналом – это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование.

Учебная практика- процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения учащихся в различных социально-профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.