logo search
1_Учебное пособие по менеджменту

Внешняя среда организации

Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.

В современной научной литературе, посвященной изучению организаций, наиболее распространена концепция четырех уровней. Согласно этой концепции, во внешней среде любой организации целесообразно выделять четыре уровня, каждый из которых имеет свои особенности воздействия на деятельность организации. Рассмотрим последовательно особенности уровней внешнего окружения.

.

Рис. 12.2. Внешняя среда: концепция 4 уровней

Все уровни внешней среды связаны между собой системой формальных и неформальных коммуникаций: постоянных, с помощью которых осуществляется бесперебойный обмен ресурсами между организацией и внешней средой, и спорадических кратковременных. В этом плане основная задача организациииспользовать связи с внешней средой для прямого и косвенного поддержания баланса организации с внешней средой на входе и выходе. Для решения этой задачи важно выбрать сферу изучения внешней среды, определить ее характеристики и на основе связей между отдельными сферами и объектами внешней среды сформировать стратегии взаимодействия с внешней средой.

1. Ближний уровень организации включает в себя те компоненты внешней среды, которые оказывают наибольшее воздействие на деятельность организации и частично входят в структурные единицы организации и напрямую участвуют в протекающих в ней процессах. Это прежде всего владельцы собственности в организации, ее акционеры, члены попечительского совета, инвесторы и т.д. Эти структурные еди­ницы могут как находиться в непосредственном окружении, так и вхо­дить в организацию в качестве ее членов, что в значительной степени усложняет анализ взаимозависимости и влияния этих единиц на орга­низацию. Очень часто через ближний уровень организация осущест­вляет связь со структурными единицами других уровней внешней среды.

2. Рыночный уровень (в других источниках этот уровень называется «среда прямого воздействия»): структурные единицы которого непосредст­венно участвуют в обмене ресурсами с внешним окружением. В основ­ном именно на этом уровне обеспечивается баланс организации с внеш­ней средой. В качестве составляющих рыночного уровня выступают:

-партнеры — те структурные единицы внешней среды, которые связаны с организацией отношениями сотрудничества на основе взаи­мовыгодного обмена;

-поставщики —партнеры, обеспечивающие удовлетворение потребности организации в различных ресурсах. Основные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные.

- заказчики — организации и отдельные лица, обеспечивающие баланс на выходе организации посредством передачи им готового продукта для дальнейшей продажи или потребления: крупнооптовые, мелкооптовые и единичные;

- вспомогательные части рыночной среды, к которым преж­де всего можно отнести аналитические центры для получения необхо­димой информации, юридические консультации, рекламные агент­ства, PR-агентства, консультационные фирмы, учебные центры и др.;

- конкуренты — организации и частные лица, связанные с данной организацией отношениями соперничества;

- потребители — организации и частные лица, которых можно рассматривать как конечный пункт доставки продукта организации. Среди основных компонентов рыночной среды потребители занимают самое важное место, поскольку баланс организации непосредственно зависит от того, примут или не примут потребители продукт организа­ции. При неприятии продукта потребителями не будет решена пробле­ма адаптации организации, так как в этом случае продукт начинает отторгаться заказчиками, появляется недоверие партнеров, нарастает негативная реакция конкурентов и, наконец, возникает недовольство ближайшего окружения — собственников и акционеров.

3. Институциональный уровень (в других источниках этот уровень называется «среда косвенного воздействия» - включает в себя те структурные единицы внешней среды, которые могут оказывать воздействие на различные компоненты организации нерыночными методами: прямое принуждение, контроль, давление, нерыночную поддержку (например, через создание имиджа) и др. Составляющие институционального уровня организации весьма разнообразны. В принципе любая общест­венная или государственная организация, социальный институт или социальное движение могут оказывать прямое или косвенное влияние на деятельность организации, но перечисленные ниже части институ­ционального внешнего окружения оказывают наиболее значительное воздействие на деятельность организации:

- контролирующие структуры, к которым относятся нало­говые службы, суды, в том числе арбитражные, государственные комис­сии и комитеты контроля, учреждения Министерства внутренних дел;

- властные структуры, к которым относятся правительствен­ные и муниципальные учреждения, реализующие исполнительные функции; они влияют на деятельность организации через конкретные властные решения, что может привести, в частности, к ликвидации организации и роспуску организационных структур;

- законодательные государственные и местные уч­реждения (в России — Государственная Дума, местные законодатель­ные собрания и пр.), которые, изменяя законодательство, могут блоки­ровать некоторые действия организации или, наоборот, придать им максимальную эффективность;

- охранные организации, которые включают в себя государ­ственные и частные службы охраны учреждений и отдельных лиц;

- общественные движения: за равноправие женщин, в защи­ту окружающей среды, ветеранов, реформаторские движения и т.д., ко­торые, формируя группы давления во властных и законодательных органах, могут оказывать косвенное влияние на организацию;

- средства массовой информации, которые своей дея­тельностью могут повлиять на все элементы внешней среды и прямо воздействовать на организацию путем создания (или разрушения) ее имиджа или паблисити (известности), содействуя рекламе продукта организации;

- общественность — совокупность самых широких слоев обще­ства, которые через общественное мнение могут повлиять на деятель­ность организации и принятие продукта организации внешней средой.

4. Общий, или фоновый, уровень, который включает в себя:

- технические достижения, принятые и освоенные в данном обществе, и возможности их реализации в конкретной организации;

- уровень накопленных знаний, выраженных в научных работах и публикациях, использованных в конкретных методиках;

- образовательный уровень, сказывающийся на деятель­ности организации при подборе, расстановке и функционировании персонала;

- степень развития социальных ценностей, символи­зирующая порядок в обществе и степень принятия культурных образ­цов;

- уровень доминирующей культуры всего общества;

- совокупность установок общественности в отно­шении потребления продуктов и возможности этого потребления;

- степень восприятия законов и контроля со стороны го­сударственных органов;

- развитие коммуникаций в обществе.

Общий или фоновый уровень внешней среды иногда называют «глобальной внешней средой».

«Глобальная внешняя среда» - это совокупность факторов воздействующих на организацию в масштабах мирового сообщества, независимо от сфры деятельности и местонахождения данной организации».