Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
Отдел организации труда и заработной платы
Сектор формирования корпоративной культуры Социально-психологическая лаборатория
Сектор кадровой работы Социально-бытовой сектор
Рис. 17.3. Структурно-функциональная схема службы управления персоналом крупного предприятия в условиях многоаспектного подхода
При этом в секторе корпоративной культуры реализуется социально-проектировочная деятельность, связанная с разработкой и трансляцией базовых организационных ценностей, лежащих в основе миссии предприятия и корпоративной культуры предприятия в целом.
В рамках социально-психологической лаборатории реализуются: социально-педагогическая деятельность, ориентированная на адаптацию новичков к условиям функционирования предприятия; социальная работа, позволяющая обеспечить выполнение установленных правил и норм и оказать помощь отдельным категориям работников; коррекционное воздействие на социально-психологический климат коллектива, профилактика трудовых конфликтов; социально-психологическое обеспечение трудовой мотивации.
В ведение отдела организации труда и заработной платы вверяются следующие функции: нормирование и тарификация труда; расчет затрат на персонал; разработка систем оплаты труда для различных категорий работников; организация материального стимулирования персонала; разработка форм участия персонала в прибыли и капитале.
Сектор кадровой работы должен заниматься реализацией следующих функций: разработка нормативов численности различных категорий персонала; планирование численности и квалификационных характеристик персонала; работа с источниками привлечения персонала; профессиональный отбор претендентов на рабочие места; прием, перемещение, увольнение работников; оценка эффективности труда персонала; организация системы профессионального продвижения работников организации; профессиональное обучение всех видов и форм.
Социально-бытовой сектор ориентирован на создание оптимальных психофизиологических и прочих социально-бытовых условий, обеспечивающих поддержание соответствующего уровня жизнеспособности работников. В его компетенции находятся организация питания работников, организация их доставки из дома на работу, создание оптимального режима труда, который бы соотносил технологические требования и физиологические возможности работников и проч.
Вопросы для контроля к лекции 17
1. Объясните содержание многофокусной схемы понятия «персонал».
2. Охарактеризуйте многоаспектный подход к управлению персоналом.
3. В чем состоит специфика идеологического аспекта управления персоналом?
4. Какова специфика социально-психологического аспекта управления персоналом в условиях?
5. В чем особенности экономического аспекта управления персоналом в условиях.
6. Особенности кадрового уровня управления персоналом в условиях тотального контроля качества.
7. Какие функции реализуются в рамках социально-бытового аспекта управления персоналом?
8. Какова должна быть структура службы управления персоналом крупного предприятия?
- Оглавление
- Модуль 1. История менеджмента лекция 1. Менеджмент: сущность, методы и принципы реализации
- Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
- Лекция 3. Зарождение управленческих идей в рамках школы научного управления
- 2. Исследование единиц времени. Использование хронометража рабочего времени и трудовых усилий.
- 1. Всякому рабочему следует поручать высший тип работы, который доступен его квалификации.
- 2. Всякого рабочего необходимо поощрять к максимальной отдаче, к первоклассной работе.
- 3. Всякому первоклассному работнику следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с обычным рабочим.
- 4. Система функционального подхода к управлению
- 5. Проблемы дисциплины и отношения к рабочим
- Лекция 4. Концепция рациональной бюрократической организации и другие идеи макса вебера
- Лекция 5 школа административного управления анри файоля
- 5. Учетные функции (бухгалтерия, канцелярия, учет, статистика и т. Д.).
- 6. Административные функции.
- 1. Предвидение - функция, смысл которой состоит в учете будущих изменений и построение программы действий.
- II. Принципы управления а. Файоля.
- III. Квалификация управленца.
- Лекция 6. Генезис управленческих идей в россии
- 1. В современных условиях возрастает значение факторов внешней среды. Причем, изменения внешней среды в значительной мере имеют неуправляемый для руководителя характер.
- Лекция 8. Поведенческий подход к управлению
- Лекция 9. Управленческие теории лидерства
- I. Межличностные роли руководителя:
- II. Информационные роли руководителя
- III. Роли по принятию решений
- Лекция 10 современные теории мотивации
- 1. Потребности существования;
- 2. Потребности связи;
- 3. Потребности роста;
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины на 1-й семестр Базовая литература
- Приложение 1.2. Итоговый тест по дисциплине «Основы менеджмента» на 1-й семестр
- Приложение 1.3. Бланк для проверки теста 1
- Приложение 1.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 1
- Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
- Аспектные функции управления
- Элементарные функции управления
- Интегральные функции управления
- Лекция 12 понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Факторы глобальной среды
- Лекция 13 организационная культура предприятия
- Содержание организационной культуры
- Лекция 14 организационные структуры управления.
- Производственная структура, развернутая по горизонтали.
- 2. Структура органов управления, развернутая по вертикали.
- 1. Структуризация по количественному признаку
- 2. Структуризация по временному признаку
- 3. Структуризация по функциям предприятия
- 4. Структуризация по территориальному признаку
- 5.Структуризация по продукту
- 6. Структуризация по потребителю
- 7. Структуризация по каналам сбыта
- 8. Структуризация по технологическому процессу
- Линейная организационная структура
- Линейно - штабная организационная структура
- Дивизиональная организационная структура управления
- Проектная структура управления
- Этапы реализации проекта
- 1. Подбор руководителя проекта
- 3. Формирование команды
- Лекция 15 процесс принятия и реализации управленческих решений
- Методы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования
- Лекция 16. Разработка стратегии развития предприятия
- Основные этапы процесса стратегического управления
- Этап 2. Анализ внутренней среды организации
- Метод swot –анализа
- Определение миссии
- 1. Определение области конкуренции
- 2. Стратегическое намерение или видение
- 3.Компетентность персонала и конкурентные преимущества
- 4. Основные заинтересованные группы
- Иерархия целей
- Установление целей
- Модель м.Портера
- Модель и.Ансофа
- Поведенческие аспекты менеджмента лекция 17. Многоаспектный подход к управлению персоналом
- Многоаспектная модель управления персоналом.
- Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
- Лекция 18 коммуникации в системе менеджмента
- Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика).
- Лекция 19 конфликты в организации
- Лекция 20. Сравнительный анализ японского и американского подходов к управлению
- Лекция 21. Особенности современной российской управленческой практики
- 2.1 Социально-этические проблемы организации
- Социофакторы и этика менеджмента
- Фундаментальные принципы бизнеса
- Приложение 2.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Приложение 2.3. Бланк для ответов теста 2
- Приложение 2.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 2
- Приложение 3 Краткий словарь понятий, терминов по курсу «Основы менеджмента»
- Приложение г. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Приложение 5 Темы для курсовых работ по менеджменту