Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
Этап с древнейших времен до 80-х гг. XIX века принято считать донаучным периодом развития менеджмента. Связано это с тем, что на этом этапе преимущественно развивалась лишь практика управления, тогда как целостное описание законов и закономерностей управленческой деятельности в этот период отсутствовало. Однако и тогда был выдвинут ряд основополагающих теоретических идей, впоследствии нашедших свое отражение в управленческой науке.
Человек современного типа сформировался приблизительно 40 тыс. лет назад. Период с 40 тыс. лет до н. э. до VIII тыс. до н. э. принято считать периодом палеолита. Основной формой хозяйственной деятельности в это время было так называемое присваивающее хозяйство. Люди не производили нового продукта, а лишь добывали то, что им давала природа. Достаточно рано сформировалось первое разделение труда по полу и возрасту -- взрослые мужчины занимались охотой, женщины, старики и маленькие дети — собирательством. Жизнь людей протекала в форме небольших родовых общин численностью до 50 чел.
С VIII тыс. по III тыс. до н. э. господствовала эпоха неолита. Хозяйственная деятельность стала приобретать производящий характер, стали развиваться земледелие и скотоводство. Одновременно активно формировалась ремесленная деятельность, произошло второе разделение труда - на сельскохозяйственный и ремесленный. Разделение труда на сельскохозяйственный и ремесленный в свою очередь вызвало необходимость в элементарных формах кооперации, носившей меновый характер.
Появление металлических орудий труда и ряд других великих технических открытий этого периода позволили существенно увеличить производительность труда. В результате этого основной единицей хозяйственной деятельности стала семья.
К этому времени наблюдается формирование первых управленческих институтов в виде собраний старшин, племенных вождей и т. п. Управленческая деятельность на уровне племен в этот период еще не была дифференцирована и охватывала все аспекты деятельности:
- внешнеполитический аспект, касающийся отношений с другими племенами;
- хозяйственный аспект - организация трудовой деятельности;
- организация совместного проживания людей.
На этом же этапе значительную роль в жизни людей начинает играть религия и, что очень важно, формируется институт жречества, занимающийся идеологической работой.
Появление жрецов и вождей привело к третьему разделению труда -- умственный труд начал отделяться от физического.
Дальнейшее общественное развитие (III тыс. до н. э. -- III в. н. э.) характеризуется появлением рабовладельческих отношений. Для соорганизации жизни и деятельности людей, их защиты от внешней среды и для предотвращения сопротивления рабов на рубеже IV--III тыс. до н. э. стали создаваться государства.
В марксистской истории этот период принято считать рабовладельческой общественно-экономической формацией. Однако позднейшие исследования показали, что рабский труд в эту эпоху все же не играл определяющей роли в силу его очевидной экономической неэффективности. Труд рабов активно использовался в домашнем хозяйстве и в различных непроизводительных проектах, типа строительства пирамид. Что же касается производственной деятельности, то в большинстве своем она осуществлялась свободными людьми.
Появление государств вызвало необходимость в различных управленческих технологиях. Раскопки на территории Шумерского царства (III тыс. до н. э.) позволили обнаружить документы, свидетельствующие, что там достаточно четко была технологизирована работа по сбору налогов. Собираемые налоги тщательно фиксировались, существовала система контроля и отчетности относительно расходования этих налогов.
К XVIII в. до н. э. относятся широко известные законы Хамураппи (Древний Вавилон), регламентировавшие различные аспекты деятельности людей, в том числе:
- было введено понятие минимальной заработной платы;
- оговорены правовые условия создания предприятий;
- предусматривалась трудовые отношения на основе контракта;
- оговаривались процедура выдачи кредитов, торговых ссуд.
На тысячу лет позднее при древневавилонском царе Навуходоносоре серьезное внимание уделялось вопросам взаимосвязи между трудом и заработной платой, разрабатывались методики контроля за качеством продукции.
Эпоха с IV в. до н. э. по II в. н. э. характеризуется обычно как античная эпоха, где господствующую роль стали играть сначала Древняя Греция, а затем Древний Рим. Несмотря на широкое использование рабского труда для них была характерна чрезвычайно активная хозяйственно-предпринимательская деятельность. Однако в общественном сознании предпринимательство рассматривалось как деятельность второго сорта, и предприниматели имели более низкий социальный статус, по сравнению с аристократией.
К этому же времени появляются первые теоретические знания об управленческой деятельности. В работах Сократа, Платона, Ксенофонта, Аристотеля обсуждались вопросы:
- разделения и специализации труда;
- разнообразия видов труда и типов потребностей;
- редукции труда, т. е. функциональное сведение сложного труда к простым операциям;
- вопросы профессиональной деятельности.
В работах Платона был поставлен вопрос о необходимости специальной подготовки будущих управленцев. По его мнению, необходимо отбирать учеников, проявивших способность к отвлеченному мышлению и с 20 до 30 лет обучать их философии, арифметике, астрономии, геометрии, но не с практическими целями, а в философско-теоретическом плане. После этого они становятся государственными служащими. При этом некоторые из них, проявившие особые дарования, продолжают философское образование еще 5 лет, после чего становятся правителями государства.
Анализируя период развития капитализма в Европе в VI--XIX вв., Роберт Фалмер разделяет его на следующие этапы:
Этапы развития капитализма |
1. Этап капитализма до появления бизнеса (500--1100 г.). 2. Мелкособственнический капитализм (1100--1400 г.). 3. Протестантский капитализм и меркантилизм (1400--1776 г.). 4. Промышленный капитализм (1776--1890 г.). |
Этап капитализма до появления бизнеса характеризуется:
- достаточно жестким разделением людей по основному принципу, изначально определявшим их имущественное и социальное положение;
- господством натурального хозяйства, предполагавшего производство продукции исключительно для личного потребления, а не для обмена;
В общественном сознании продолжала господствовать точка зрения, что торговля и производящая деятельность не являются социально значимыми.
Все это в совокупности весьма затрудняло развитие предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство развивалось и в это время, прежде всего в городских поселениях.
Мелкособственнический капитализм (1100--1400 гг.)
Для этого этапа характерно развитие ремесленного труда. Что очень важно, ремесленный труд регламентировался цеховой структурой. С одной стороны, цеховые структуры позволяли защищать интересы ремесленников, но с другой, вследствие чрезмерной регламентации, они сдерживали развитие предпринимательства.
Однако предпринимательская деятельность достаточно глубоко развивалась, что обусловило достаточно широкий товарообмен, вызвавший, в свою очередь, развитие финансовой деятельности в виде ростовщичества, валютных операций и т. п.
Протестантский (торговый) капитализм (1400--1776 гг.)
На развитие рыночных, капиталистических отношений, безусловно, повлияла эпоха Реформации. Как справедливо отмечал А. И. Кравченко, «если раньше труд был как бы выведен из системы приоритетных ценностей как нечто малозначащее, то протестантизм впервые вывел обыденную деятельность мирян на уровень высочайших ценностей».
Идеологи Реформации объявили честный труд главным богоугодным делом. Именно эта идея легла в основу западноевропейского предпринимательства.
В этот период ремесленный труд усложнялся и приобретал коллективные формы. Он организовывался в форме так называемых мануфактур. Мануфактурное производство было построено на ручном труде с использованием простейших механических приспособлений.
Важным с точки зрения управленческой науки являются два аспекта этого этапа:
- в общественном создании трудовая деятельность стала рассматриваться в качестве смысла жизни человека;
- стали активно внедряться коллективные формы труда, требующие организации труда на каждом рабочем месте и координации рабочих мест между собой.
Промышленный капитализм (1776--1890)
В основу выделения этого этапа Р. Фалмер положил два обстоятельства - одно отражено в дате начала этапа, другое в названии.
Р. Фалмер связывает начало промышленного этапа развития капитализма с образованием Соединенных Штатов Америки. Именно США с этого времени стали центром деловой активности, ибо здесь как нигде были созданы благоприятные условия для развития предпринимательства.
Любопытно, что именно с 1776 годом связано также другое событие - выход фундаментальной работы Адама Смита, под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Адам Смит (1723- 1790)
Наряду с сугубо экономическими вопросами А. Смит впервые обстоятельно проанализировал и сделал ряд предположений впоследствии существенно повлиявших на зарождение и развитие управленческой науки:
- понятие "разделение труда", факторы, вызывающие необходимость разделения труда;
- природа цены товара;
- вопросы заработной платы.
Говоря о разделении труда, он приводит пример, ставший впоследствии хрестоматийным. В мануфактуре, где изготавливаются булавки, труд разделен таким образом, что каждый рабочий выполняет только одну операцию. По мнению А. Смита, подобное разделение труда позволяет повысить производительность труда в 240 раз. Справедливости ради нужно сказать, что А. Смит экспериментов не проводил и объем производства булавок в условиях отсутствия разделения труда он предположил сугубо умозрительно.
Но вопрос здесь, скорее, количественный, поскольку в любом случае гигантский прогресс в производительности в случае разделения труда достаточно очевиден.
А. Смит предположил при этом, что природа разделения труда лежит во взаимном удовлетворении интересов взаимодействующих лиц. Он писал по этому поводу: «Не от благожелательности мнения пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». Личный интерес - вот основной источник активности человека, считает Смит.
Идеи А. Смита оказали серьезное влияние на развитие экономической науки, но они существенно сказались и на развитии научного менеджмента.
Этап с 1776 г. по 1890 г. Р. Фалмер назвал этапом «промышленного капитализма», подчеркивая тем самым, что именно промышленное производство является на этом этапе ведущим видом хозяйственной деятельности. Действительно, рубеж XVIII--XIX вв. характеризуется переходом от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к промышленному производству, основанному на активном использовании машин. Механизация производства была обусловлена рядом крупнейших научно-технических открытий, позволивших существенно поднять производительность труда, и соответственно сделать производство более экономически выгодным.
Общественно-исторические предпосылки возникновения научного менеджмента
К концу XIX в. В Европе и Соединенных Штатах Америки сложились общественно-исторические предпосылки для развития управленческой науки. К числу важнейших предпосылок можно отнести следующие:
механизация производственной деятельности привела к созданию крупных промышленных предприятий. Если в доиндустриальный период преобладали небольшие мануфактуры с численностью максимум в несколько десятков человек, то использование машин позволило объединять под одной крышей тысячи и даже десятки тысяч людей.
Появление столь крупных по численности предприятий создало принципиально новые проблемы - как организовать совместный труд тысяч и десятков тысяч людей. И здесь простого эмпирического опыта управленцев стало уже недостаточно;
промышленная революция позволила начать производство очень сложной в технологическом плане продукции, сочетавшей в себе множество трудовых операций. Появление паровозов, пароходов, автомобилей и другой сложной продукции поставило вопрос о тщательной соорганизации многочисленных технологических операций между собой;
мануфактурное производство было ориентировано в основе своей на производство единичной продукции. Рубеж XIX--XX вв. характеризуется широкомасштабным переходом к массовому производству однотипной продукции. В значительной мере это было обусловлено указанным выше усложнением производства. Если раньше мануфактуры производили, как правило, готовую к употреблению продукцию, то к концу XIX в. значительная часть продукции промышленных предприятий представляла собой не законченную продукцию, а полуфабрикаты, комплектующие и т. п. Все это вызвало необходимость унификации производимой продукции. Возникло понятие "стандарт качества".
В доиндустриальный период, как правило, руководитель предприятия одновременно являлся и его собственником. В этом смысле никаких противоречий между интересами собственников и интересами управленцев не существовало. Появление крупных промышленных предприятий радикально изменило ситуацию. Дело в том, что создание крупного предприятия -- затея весьма дорогостоящая, и одному человеку создать подобное предприятие было уже чрезвычайно сложно. В итоге организатор предприятия, не имея достаточных финансовых ресурсов, вынужден был прибегать к объединению финансов многих лиц. Стали создаваться различного рода товарищества, акционерные общества, где собственность уже имела коллективный характер. При этом владельцы финансовых средств, создававших то или иное предприятие, зачастую совершенно не были ориентированы на личное участие в оперативном управлении предприятием. В итоге руководителем предприятия с коллективной формой собственности становился либо один из совладельцев, либо приглашался наемный управляющий, вообще не являвшийся собственником предприятия.
Таким образом, конец XIX в. характеризуется отделением собственности от управления предприятием.
Широкое использование машинного труда вызвало два взаимосвязанных технологических аспекта:
- технологическая работа машин;
- производственная деятельность людей.
Возникла неведомая ранее проблема соорганизации работы машин и труда обслуживающих эти машины людей.
Укрупнение численности предприятий и усложнение технологических процессов деятельности привели к тому, что труд приобрел коллективный характер. Выяснилось, что работники, собранные вместе, приобретают некие новые качества, каких нет у каждого в отдельности. Взаимодействие работников между собой стало являться реальным фактором, определявшим трудовое поведение конкретного работника. В этих условиях появилась необходимость соорганизовывать не только рабочие места, но и людей, которые эти рабочие места заполняли.
Совместный труд создал новые проблемы мотивации работников. В условиях совместной производственной деятельности возник вопрос - как учитывать труд конкретного работника, если полученный продукт произведен не им лично, а в кооперации с другими работниками.
Развитие промышленных предприятий происходило в условиях, когда предприниматель имел дело с лично свободными работниками, трудившимися по найму. К концу XIX в. стало набирать силу профсоюзное движение, острый характер приобрели трудовые конфликты между рабочими и администрацией. Решение этих конфликтов требовало от управленцев кардинального изменения отношения к наемному персоналу.
Усложнение производственной деятельности существенно увеличивало требования к квалификации специалистов по управлению. Стала очевидной необходимость подготовки специалистов по управлению как особой профессиональной группы. Как результат осознания этой необходимости одновременно в 1881 г. были созданы Высшая коммерческая школа во Франции и первая американская школа бизнеса при университете Пенсильвании.
На возможность появления научного менеджмента, безусловно, повлияло и бурное развитие в конце XIX в. гуманитарных наук, прежде всего социологии и психологии. Основоположник социологии Э. Дюркгейм внес значительный вклад в изучение проблем разделения труда. Большое значение для теории менеджмента оказала концепция рациональной бюрократической организации М. Вебера. Существенное влияние на развитие управленческой науки оказали также труды Огюста Конта, Георга Зиммеля, Густава фон Шмоллера, Вернера Зомбарта и др.
Ч. Бэббидж и Р. Оуэн - предшественники организационно-технологического и поведенческого подходов к управлению
Еще задолго до возникновения научного менеджмента появились два достаточно противоположных подхода к управленческой деятельности:
- организационно-технологический подход, рассматривавший управление прежде всего как построение необходимых структурно-функциональных схем предприятия и организации труда на основе этих схем. Таким образом, ключевой единицей организационно-технологического подхода к управлению является рабочее место. При этом предполагается, что поведение человека, заполняющего то или иное рабочее место, детерминируется существующей организацией труда и не влияет на положение дел. Первым представителем организационно-технологического подхода был английский ученый Чарльз Бэббидж, свои взгляды он изложил в работе «Экономика машин и промышленных предприятий», которая вышла в 60-е гг. XIX в. Ч. Бэббидж находился под влиянием экономических идей А. Смита, в силу этого значительное внимание он уделяет проблемам разделения труда. Он утверждал, что «разделение труда представляет собой наиболее важный принцип для всех тех, кто выполняет какую-либо работу».
Чарльз Бэббидж (1792-1871)
По его мнению, существует шесть преимуществ разделения труда:
- разделение труда снижает требования к квалификации работника, и, соответственно, сокращает время, необходимое для приобретения той или иной квалификации;
- уменьшаются потери от брака, получаемого в процессе освоения новой профессии;
- всякий переход от одного вида работ к другому требует времени на адаптацию. В условиях разделения труда эти потери времени исключаются;
- сужение профессиональной области позволяет достичь в ней более высокой квалификации;
- человек высокой квалификации, как правило, является рационализатором своей деятельности. С этой точки зрения, по мнению Ч. Бэббиджа, разделение труда повышает инновационные возможности работника;
- разделение труда позволяет гармонично сочетать конкретную работу и индивидуальные возможности исполнителя.
Идея разделения труда впоследствии легла в основу организационно-технологического подхода к управлению.
Развивая идею разделения труда, Ч. Бэббидж фактически впервые предложил классификацию функций предприятия. По его мнению, на всяком предприятии реализуются четыре блока функций:
- планирование - расчет объемов и порядка деятельности предприятия; - производство - непосредственное изготовление продукции; - сбыт - реализация продукции за пределами предприятия; - контроль - деятельность по сравнению плановых характеристик количества и качества продукции с фактическими результатами. |
Как видим, Ч. Бэббидж еще не выделяет управленческую деятельность как таковую, но он выделяет два типа функций:
- деятельность, ориентированную непосредственно на продукт (производство и сбыт);
- деятельность, обеспечивающую необходимое количество и качество продукции (планирование и контроль).
Несколько ранее известный английский промышленник и общественный деятель Роберт Оуэн (1771-1858) заложил другой подход, который впоследствии был назван поведенческим подходом к управлению. Р. Оуэн исходил из предположения, что эффективность деятельности предприятия зависит прежде всего от трудового поведения работников, определяется их удовлетворенностью трудом, бытовыми условиями и проч.
Роберт Оуэн (1771-1858)
С 1800 г. Р. Оуэн являлся руководителем большой бумагопрядильной фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия). Находясь под влиянием идей просветителей, Р. Оуэн предполагал, что человек формируется прежде всего под влиянием окружающей среды, и изменить человека, по его мнению, было возможно лишь посредством изменения окружающей среды. Для этого Р. Оуэн сократил рабочий день до 10,5 часов (обычная продолжительность рабочего дня в это время составляла 13--14 часов), значительно повысил заработную плату работников, запретил привлекать к работе детей моложе 10 лет. Р. Оуэн развернул деятельность по социальному обеспечению работников, которая реализовывалась в следующих направлениях:
- строительство жилья для работников;
- организация досуга работников;
- элементарное образование детей от 6 до 10 лет;
- вечернее образование подростков, работающих на производстве;
- организация дошкольного воспитания детей работников предприятия;
- вечерние лекции и беседы для взрослых работников.
Деятельность Р. Оуэна получила название «эксперимент в Нью-Ланарке» и пользовалась большой популярностью в Европе.
Впоследствии политика предприятия, направленная на широкое удовлетворение социальных потребностей работников получила название патерналистской политики.
Р. Оуэн рассматривал человека, прежде всего, как живое существо и пытался облегчить физиологические условия труда, одновременно пытаясь повысить культурный уровень своих работников.
По сути дела, организационно-технологический подход, предложенный Ч. Бэббиджем, и поведенческий подход, предложенный Р. Оуэном, определили логику развития теории и практики управления в XX в. Что является отправной точкой управления -- управленческие инструкции и процедуры либо целенаправленное воздействие на поведение людей -- вот основной вопрос, на который по сей день пытаются ответить ученые и практики управления.
Вопросы для контроля к лекции 2
1. Почему период с древнейших времен до 80-х гг. XIX в. называется донаучным периодом развития менеджмента?
2. Каковы особенности хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и неолита?
3. Какие аспекты управленческой деятельности отражены в законах Хамураппи?
4. Кто из древнегреческих философов обращался к проблемам управленческой деятельности? Какие управленческие проблемы они отмечали?
5. Как Вы считаете, почему, по мнению Платона, лица, управляющие государством, должны иметь солидное философское образование?
6. На какие этапы разделяет Р. Фалмер развитие капитализма в VI--XIX вв? Охарактеризуйте каждый этап.
7. Какие идеи великого английского экономиста А. Смита впоследствии повлияли на развитие управленческой науки?
8. Какие технические нововведения XVIII--XIX вв. определили переход к промышленному производству?
9. Каковы общественно-исторические предпосылки возникновения научного менеджмента?
10. Почему Ч. Бэббиджа можно назвать предтечей организационно-технологического подхода к управлению?
11. Каковы преимущества разделения труда по мнению Ч. Бэббиджа?
12. Какие функции предприятия выделил Ч. Бэббидж?
13. В чем сущность эксперимента в Нью-Ланарке, проведенного Р. Оуэном?
14. В чем основное различие между организационно-технологическим и поведенческим подходом к управлению?
- Оглавление
- Модуль 1. История менеджмента лекция 1. Менеджмент: сущность, методы и принципы реализации
- Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
- Лекция 3. Зарождение управленческих идей в рамках школы научного управления
- 2. Исследование единиц времени. Использование хронометража рабочего времени и трудовых усилий.
- 1. Всякому рабочему следует поручать высший тип работы, который доступен его квалификации.
- 2. Всякого рабочего необходимо поощрять к максимальной отдаче, к первоклассной работе.
- 3. Всякому первоклассному работнику следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с обычным рабочим.
- 4. Система функционального подхода к управлению
- 5. Проблемы дисциплины и отношения к рабочим
- Лекция 4. Концепция рациональной бюрократической организации и другие идеи макса вебера
- Лекция 5 школа административного управления анри файоля
- 5. Учетные функции (бухгалтерия, канцелярия, учет, статистика и т. Д.).
- 6. Административные функции.
- 1. Предвидение - функция, смысл которой состоит в учете будущих изменений и построение программы действий.
- II. Принципы управления а. Файоля.
- III. Квалификация управленца.
- Лекция 6. Генезис управленческих идей в россии
- 1. В современных условиях возрастает значение факторов внешней среды. Причем, изменения внешней среды в значительной мере имеют неуправляемый для руководителя характер.
- Лекция 8. Поведенческий подход к управлению
- Лекция 9. Управленческие теории лидерства
- I. Межличностные роли руководителя:
- II. Информационные роли руководителя
- III. Роли по принятию решений
- Лекция 10 современные теории мотивации
- 1. Потребности существования;
- 2. Потребности связи;
- 3. Потребности роста;
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины на 1-й семестр Базовая литература
- Приложение 1.2. Итоговый тест по дисциплине «Основы менеджмента» на 1-й семестр
- Приложение 1.3. Бланк для проверки теста 1
- Приложение 1.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 1
- Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
- Аспектные функции управления
- Элементарные функции управления
- Интегральные функции управления
- Лекция 12 понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Факторы глобальной среды
- Лекция 13 организационная культура предприятия
- Содержание организационной культуры
- Лекция 14 организационные структуры управления.
- Производственная структура, развернутая по горизонтали.
- 2. Структура органов управления, развернутая по вертикали.
- 1. Структуризация по количественному признаку
- 2. Структуризация по временному признаку
- 3. Структуризация по функциям предприятия
- 4. Структуризация по территориальному признаку
- 5.Структуризация по продукту
- 6. Структуризация по потребителю
- 7. Структуризация по каналам сбыта
- 8. Структуризация по технологическому процессу
- Линейная организационная структура
- Линейно - штабная организационная структура
- Дивизиональная организационная структура управления
- Проектная структура управления
- Этапы реализации проекта
- 1. Подбор руководителя проекта
- 3. Формирование команды
- Лекция 15 процесс принятия и реализации управленческих решений
- Методы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования
- Лекция 16. Разработка стратегии развития предприятия
- Основные этапы процесса стратегического управления
- Этап 2. Анализ внутренней среды организации
- Метод swot –анализа
- Определение миссии
- 1. Определение области конкуренции
- 2. Стратегическое намерение или видение
- 3.Компетентность персонала и конкурентные преимущества
- 4. Основные заинтересованные группы
- Иерархия целей
- Установление целей
- Модель м.Портера
- Модель и.Ансофа
- Поведенческие аспекты менеджмента лекция 17. Многоаспектный подход к управлению персоналом
- Многоаспектная модель управления персоналом.
- Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
- Лекция 18 коммуникации в системе менеджмента
- Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика).
- Лекция 19 конфликты в организации
- Лекция 20. Сравнительный анализ японского и американского подходов к управлению
- Лекция 21. Особенности современной российской управленческой практики
- 2.1 Социально-этические проблемы организации
- Социофакторы и этика менеджмента
- Фундаментальные принципы бизнеса
- Приложение 2.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Приложение 2.3. Бланк для ответов теста 2
- Приложение 2.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 2
- Приложение 3 Краткий словарь понятий, терминов по курсу «Основы менеджмента»
- Приложение г. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Приложение 5 Темы для курсовых работ по менеджменту