4. Система функционального подхода к управлению
Выделив принципы урочной оплаты труда, Ф. Тейлор одновременно отмечает, что в отношении управленческих работников данные принципы весьма трудноприменимы, поскольку чрезвычайно сложна сама природа управленческого труда. Причем, сложен не только труд высших руководителей, сложным является и труд линейных руководителей, таких, как десятник, заведующий мастерской и т. п.
Ф. Тейлор попытался представить, какие требования предъявляются к линейному руководителю - десятнику. Получилось, что обыкновенный десятник должен удовлетворять как минимум, девяти требованиям:
1. Он должен иметь многолетнюю специальную подготовку.
2. Должен быть способен сосредоточить свои мысли на множестве мелких деталей.
3. Быть чистоплотным и аккуратным.
4. Обладать ясностью суждений и честностью, необходимыми для должного контроля за качеством продукции.
5. Он должен быть человеком деятельным, энергичным, способным побудить подчиненных работать непрерывно и быстро.
6. Обладать некоторым умом, чтобы представить в законченном виде результат труда.
7. Он должен уметь целостно представлять технологический процесс.
8. Должен иметь склонность к канцелярской работе.
9. Он должен иметь чувство такта, быть справедливым и обладать здравым смыслом.
Это далеко не полный перечень требований, которые предъявляются к обычному мастеру, которых на крупных предприятиях не одна сотня. Очевидно, что найти большое количество людей, обладающих подобным набором качеств, весьма непросто. А если таковые и найдутся, то их можно смело ставить не десятниками, а брать на более высокую должность.
Как же здесь быть? Ф. Тейлор предлагает упростить управленческую деятельность за счет уменьшения числа функций, выполняемых конкретным руководителем.
Всю управленческую деятельность Ф. Тейлор предлагает разделить на две группы: группу исполнительных десятников и группу клерков, работающих в плановом отделе. |
Каждый из них обладает определенной компетентностью и взаимодействует с работниками по строго конкретному перечню вопросов.
Группа исполнительных десятников, по Ф. Тейлору, состоит из следующих руководителей:
Типы десятников по Ф. Тейлору |
|
По его замыслу, артельный десятник должен готовить участок к производству, обеспечивать каждое рабочее место заготовками, чертежами, инструментами и т. п.
Наблюдающий за скоростью производства должен обеспечивать необходимые объемы производства, в том числе, и посредством обучения работников наиболее быстрым методам работы.
Надзиратель призван обеспечивать качество производимой продукции. Ф. Тейлор справедливо отмечает, что надзиратель справится со своей работой только в том случае, если сам способен качественно выполнять подобную работу.
Задачей ремонтного десятника является обеспечение правильной эксплуатации оборудования, содержание его в чистоте.
Помимо артельных десятников с рабочими должны взаимодействовать четыре клерка, находящихся в плановом отделе:
Типы клерков по Ф. Тейлору |
1. Клерк для порядка прохождения работы. 2.Инструкционный клерк. 3. Клерк для скорости и расценки труда. 4. Дисциплинарный инспектор. |
Обязанности клерка для порядка прохождения работ состоят в ежедневной разработке нарядов, разъясняющих рабочим порядок исполнения задания.
Инструкционный клерк предоставляет рабочим чертежи, которыми необходимо пользоваться, информирует о самом технологическом процессе, указывает необходимые инструменты. В его же задачи входит информирование рабочих о порядке оплаты их труда.
Клерк для скорости и расценки труда знакомит рабочих с нормами, времени, необходимыми для осуществления той или иной работы, он же ведет расчет заработной платы работников.
Дисциплинарный инспектор, как видно из названия, фиксирует факты прогулов, опозданий работников и применяет к ним соответствующие меры. В его же функции входит снятие всевозможных конфликтов, возникающих в процессе работы.
- Оглавление
- Модуль 1. История менеджмента лекция 1. Менеджмент: сущность, методы и принципы реализации
- Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
- Лекция 3. Зарождение управленческих идей в рамках школы научного управления
- 2. Исследование единиц времени. Использование хронометража рабочего времени и трудовых усилий.
- 1. Всякому рабочему следует поручать высший тип работы, который доступен его квалификации.
- 2. Всякого рабочего необходимо поощрять к максимальной отдаче, к первоклассной работе.
- 3. Всякому первоклассному работнику следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с обычным рабочим.
- 4. Система функционального подхода к управлению
- 5. Проблемы дисциплины и отношения к рабочим
- Лекция 4. Концепция рациональной бюрократической организации и другие идеи макса вебера
- Лекция 5 школа административного управления анри файоля
- 5. Учетные функции (бухгалтерия, канцелярия, учет, статистика и т. Д.).
- 6. Административные функции.
- 1. Предвидение - функция, смысл которой состоит в учете будущих изменений и построение программы действий.
- II. Принципы управления а. Файоля.
- III. Квалификация управленца.
- Лекция 6. Генезис управленческих идей в россии
- 1. В современных условиях возрастает значение факторов внешней среды. Причем, изменения внешней среды в значительной мере имеют неуправляемый для руководителя характер.
- Лекция 8. Поведенческий подход к управлению
- Лекция 9. Управленческие теории лидерства
- I. Межличностные роли руководителя:
- II. Информационные роли руководителя
- III. Роли по принятию решений
- Лекция 10 современные теории мотивации
- 1. Потребности существования;
- 2. Потребности связи;
- 3. Потребности роста;
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины на 1-й семестр Базовая литература
- Приложение 1.2. Итоговый тест по дисциплине «Основы менеджмента» на 1-й семестр
- Приложение 1.3. Бланк для проверки теста 1
- Приложение 1.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 1
- Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
- Аспектные функции управления
- Элементарные функции управления
- Интегральные функции управления
- Лекция 12 понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Факторы глобальной среды
- Лекция 13 организационная культура предприятия
- Содержание организационной культуры
- Лекция 14 организационные структуры управления.
- Производственная структура, развернутая по горизонтали.
- 2. Структура органов управления, развернутая по вертикали.
- 1. Структуризация по количественному признаку
- 2. Структуризация по временному признаку
- 3. Структуризация по функциям предприятия
- 4. Структуризация по территориальному признаку
- 5.Структуризация по продукту
- 6. Структуризация по потребителю
- 7. Структуризация по каналам сбыта
- 8. Структуризация по технологическому процессу
- Линейная организационная структура
- Линейно - штабная организационная структура
- Дивизиональная организационная структура управления
- Проектная структура управления
- Этапы реализации проекта
- 1. Подбор руководителя проекта
- 3. Формирование команды
- Лекция 15 процесс принятия и реализации управленческих решений
- Методы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования
- Лекция 16. Разработка стратегии развития предприятия
- Основные этапы процесса стратегического управления
- Этап 2. Анализ внутренней среды организации
- Метод swot –анализа
- Определение миссии
- 1. Определение области конкуренции
- 2. Стратегическое намерение или видение
- 3.Компетентность персонала и конкурентные преимущества
- 4. Основные заинтересованные группы
- Иерархия целей
- Установление целей
- Модель м.Портера
- Модель и.Ансофа
- Поведенческие аспекты менеджмента лекция 17. Многоаспектный подход к управлению персоналом
- Многоаспектная модель управления персоналом.
- Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
- Лекция 18 коммуникации в системе менеджмента
- Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика).
- Лекция 19 конфликты в организации
- Лекция 20. Сравнительный анализ японского и американского подходов к управлению
- Лекция 21. Особенности современной российской управленческой практики
- 2.1 Социально-этические проблемы организации
- Социофакторы и этика менеджмента
- Фундаментальные принципы бизнеса
- Приложение 2.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Приложение 2.3. Бланк для ответов теста 2
- Приложение 2.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 2
- Приложение 3 Краткий словарь понятий, терминов по курсу «Основы менеджмента»
- Приложение г. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Приложение 5 Темы для курсовых работ по менеджменту