2. Потребности связи;
Работник приходит в организацию прежде всего для реализации своих целей, а отнюдь не ради обеспечения благополучия этой организации.
Этот тезис был понятен еще на ранних этапах развития управленческой науки. Ф. Тейлор и А. Файоль достаточно серьезно занимались проблемами соотнесения личных интересов персонала и интересов организации как таковой. Однако Ф. Тейлор говорил при этом преимущественно о вопросах оплаты труда, а А. Файоль о вознаграждении. При всех различиях между собой они тем не менее полагали, что основной мотив, ради которого люди ходят на работу - это получение зарплаты. И именно заработную плату они рассматривали как основной рычаг воздействия на трудовое поведение людей.
Впоследствии исследования специалистов, работавших в рамках школы человеческих отношений, показали, что притязания работников в организации вовсе не ограничиваются одной только заработной платой. В силу этого во второй половине ХХ века к проблемам мотивации работников обращалось большое количество ученых, выработавших множество разнообразных концепций мотивации.
Мотивация - «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации». |
Всю совокупность концепций мотивации принято делить на две большие группы - содержательные концепции мотивации, объясняющие факторы побуждающие человека вести себя соответствующим образом, и процессуальные концепции мотивации, предметом которых является взаимодействие различных мотивов.
Содержательные мотивации
Среди содержательных концепций мотивации в качестве наиболее значимых чаще всего отмечают концепцию иерархии потребителей А. Маслоу, теорию К. Альдерфера, концепцию приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда и двухфакторную модель мотивации Фредерика Герцберга.
Концепцию потребностей А. Маслоу мы рассмотрели ранее, в рамках школы человеческих отношений, поскольку, на наш взгляд, идеи А. Маслоу оказали существенное влияние на дальнейшее развитие всего поведенческого подхода к управлению, а не только концепций мотивации.
Теория К. Альдерфера
Также как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако Альдерфер выделял только 3 такие группы:
- Оглавление
- Модуль 1. История менеджмента лекция 1. Менеджмент: сущность, методы и принципы реализации
- Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
- Лекция 3. Зарождение управленческих идей в рамках школы научного управления
- 2. Исследование единиц времени. Использование хронометража рабочего времени и трудовых усилий.
- 1. Всякому рабочему следует поручать высший тип работы, который доступен его квалификации.
- 2. Всякого рабочего необходимо поощрять к максимальной отдаче, к первоклассной работе.
- 3. Всякому первоклассному работнику следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с обычным рабочим.
- 4. Система функционального подхода к управлению
- 5. Проблемы дисциплины и отношения к рабочим
- Лекция 4. Концепция рациональной бюрократической организации и другие идеи макса вебера
- Лекция 5 школа административного управления анри файоля
- 5. Учетные функции (бухгалтерия, канцелярия, учет, статистика и т. Д.).
- 6. Административные функции.
- 1. Предвидение - функция, смысл которой состоит в учете будущих изменений и построение программы действий.
- II. Принципы управления а. Файоля.
- III. Квалификация управленца.
- Лекция 6. Генезис управленческих идей в россии
- 1. В современных условиях возрастает значение факторов внешней среды. Причем, изменения внешней среды в значительной мере имеют неуправляемый для руководителя характер.
- Лекция 8. Поведенческий подход к управлению
- Лекция 9. Управленческие теории лидерства
- I. Межличностные роли руководителя:
- II. Информационные роли руководителя
- III. Роли по принятию решений
- Лекция 10 современные теории мотивации
- 1. Потребности существования;
- 2. Потребности связи;
- 3. Потребности роста;
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины на 1-й семестр Базовая литература
- Приложение 1.2. Итоговый тест по дисциплине «Основы менеджмента» на 1-й семестр
- Приложение 1.3. Бланк для проверки теста 1
- Приложение 1.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 1
- Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
- Аспектные функции управления
- Элементарные функции управления
- Интегральные функции управления
- Лекция 12 понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Факторы глобальной среды
- Лекция 13 организационная культура предприятия
- Содержание организационной культуры
- Лекция 14 организационные структуры управления.
- Производственная структура, развернутая по горизонтали.
- 2. Структура органов управления, развернутая по вертикали.
- 1. Структуризация по количественному признаку
- 2. Структуризация по временному признаку
- 3. Структуризация по функциям предприятия
- 4. Структуризация по территориальному признаку
- 5.Структуризация по продукту
- 6. Структуризация по потребителю
- 7. Структуризация по каналам сбыта
- 8. Структуризация по технологическому процессу
- Линейная организационная структура
- Линейно - штабная организационная структура
- Дивизиональная организационная структура управления
- Проектная структура управления
- Этапы реализации проекта
- 1. Подбор руководителя проекта
- 3. Формирование команды
- Лекция 15 процесс принятия и реализации управленческих решений
- Методы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования
- Лекция 16. Разработка стратегии развития предприятия
- Основные этапы процесса стратегического управления
- Этап 2. Анализ внутренней среды организации
- Метод swot –анализа
- Определение миссии
- 1. Определение области конкуренции
- 2. Стратегическое намерение или видение
- 3.Компетентность персонала и конкурентные преимущества
- 4. Основные заинтересованные группы
- Иерархия целей
- Установление целей
- Модель м.Портера
- Модель и.Ансофа
- Поведенческие аспекты менеджмента лекция 17. Многоаспектный подход к управлению персоналом
- Многоаспектная модель управления персоналом.
- Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
- Лекция 18 коммуникации в системе менеджмента
- Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика).
- Лекция 19 конфликты в организации
- Лекция 20. Сравнительный анализ японского и американского подходов к управлению
- Лекция 21. Особенности современной российской управленческой практики
- 2.1 Социально-этические проблемы организации
- Социофакторы и этика менеджмента
- Фундаментальные принципы бизнеса
- Приложение 2.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Приложение 2.3. Бланк для ответов теста 2
- Приложение 2.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 2
- Приложение 3 Краткий словарь понятий, терминов по курсу «Основы менеджмента»
- Приложение г. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Приложение 5 Темы для курсовых работ по менеджменту