Лекция 9. Управленческие теории лидерства
Значительная роль личности руководителя в обеспечении эффективного управления организацией признавалась еще в работах ученых, ориентированных на организационно-технологический подход к управлению.
Так, М. Вебер выделял харизматический тип господства, основанный на личностных качествах руководителя. Ф. Тейлор предлагал функциональный подход к управлению, руководствуясь при этом необходимостью снизить нагрузку на отдельного руководителя. А. Файоль подчеркивал необходимость наличия у руководителя таких качеств, как гибкость, умение разбираться в ситуации, он являлся страстным пропагандистом управленческого образования. Однако характерно, что тот же М. Вебер называл харизматическое господство иррациональным по своей природе, а потому неэффективным. Эффективное же руководство, по мнению сторонников организационно-технологического подхода, должно строиться прежде всего на рациональных основаниях.
Т. Питерс и Р. Уотермен по этому поводу отмечали, что центральная проблема для рационалистического подхода к организации людей состоит в том, что люди не очень рациональны. И в условиях нерационального поведения модели идеальных организаций неизбежно трансформируются и становятся недоступными для рационального понимания. Не случайно, что во второй половине 20-го века существенное значение стали приобретать управленческие концепции лидерства, связывавшие успешность управленческой деятельности прежде всего с наличием у руководителя соответствующих личностных качеств.
Сам спектр идей, обсуждавшихся в рамках концепций лидерства, весьма многообразен. Нам представляется целесообразным выделить здесь следующие вопросы:
- какова природа власти как таковой? Почему одни люди подчиняются другим в процессе совместной деятельности?
- в чем состоит роль руководителя в процессе управления организацией?
- что представляют собой лидерские качества? Являются ли лидерские качества универсальными, либо в разных ситуациях требуются различные качества лидера?
Природу власти, как уже говорилось, обсуждал М. Вебер, выделивший легальное, традиционное и харизматическое господство. Впоследствии к проблемам власти обратилась Мэри Паркетт Фоллетт.
Мэри Паркетт Фоллетт (1868-1933).
По ее мнению, власть определяется неким должностным статусом лица, отдающего распоряжения. Любопытно, что М. Фоллетт фактически отрицала делегирование властных полномочий. По ее мнению, властные полномочия распределяются самой технологией деятельности.
По мнению М. Фоллетт, властные полномочия реализуются лишь в том случае, если подчиненные понимают смысл требуемых от них действий. Если целевое назначение действия работнику непонятно, существует реальная опасность, что он не будет его осуществлять или осуществит его ненадлежащим образом. В связи с этим, считает М. Фоллетт, власть должна рассматриваться как своего рода совместная деятельность. Этот тезис получил название «концепции «власть вместе». Эта концепция противостояла другой концепции «концепции «власти над».
Дж. Френч и Б. Равен предприняли попытку классифицировать типы властных отношений, положив в основу деления причину, побуждающую исполнителей осуществлять требуемые от них действия. С их точки зрения можно выделить следующие типы власти:
Типология власти по Дж. Френчу и Б. Равену |
поощрительная власть - построена на возможности лица, отдающего указания, каким-то образом вознаградить исполнителя; - принудительная власть - властное воздействие на исполнителя под угрозой применения санкций. Ранее хотторнские эксперименты показали, что принудительная власть используется как в формальных, так и в неформальных организациях; - легитимная власть - властные отношения определяются нормативно-оформленным статусом должностных лиц; - референтная власть - власть на основе личного авторитета лиц, отдающих распоряжения; - экспертная власть - этот тип власти построен на компетентности лица, реализирующего властные полномочия.
|
Обсуждая природу власти, один из основоположников поведенческого подхода к менеджменту Ч. Барнард выдвинул так называемую «теорию восприятия». Согласно этой теории, властные полномочия реализуются только в том случае, если работник считает, что лицо, отдающее распоряжение, имеет на это право.
Эту точку зрения поддержал другой известный управленец, нобелевский лауреат Г. Саймон.
Герберт Саймон (1916-2001)
По его мнению, «важно не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, что он обладает этими качествами».
Таким образом, говорит Г. Саймон, «лесник отреагирует на замечание старшего лесничего и займется расчисткой своей территории, но он вряд ли воспримет точно такое же замечание со стороны случайного прохожего».
Г. Саймон также предпринял попытку выделить типологию власти. С его точки зрения можно говорить о шести типах власти:
Типология власти по Г. Саймону |
1. Власть, основанная на доверии к руководителю; |
2. Власть, основанная на иерархии, функциональном статусе руководителя; |
3. Власть, базирующаяся на сочетании иерархии и доверия; |
4. Власть, основанная на харизме лидера; |
5. Власть, основанная на отождествлении; |
6. Власть, основанная на санкциях. |
Как видим, Г. Саймон также строит свою классификацию, исходя из нескольких оснований. Скажем, власть, основанная на иерархии, одновременно может быть властью, основанной на санкциях.
Говоря о роли лидера в управленческой деятельности, следует отметить, что, на наш взгляд, наиболее полно этот вопрос отражен в концепции десяти управленческих ролей Г. Минцберга.
Рис. 9.1. Концепция управленческих ролей Г. Минцберга
С его точки зрения, руководитель выполняет в процессе деятельности следующие роли:
- Оглавление
- Модуль 1. История менеджмента лекция 1. Менеджмент: сущность, методы и принципы реализации
- Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
- Лекция 3. Зарождение управленческих идей в рамках школы научного управления
- 2. Исследование единиц времени. Использование хронометража рабочего времени и трудовых усилий.
- 1. Всякому рабочему следует поручать высший тип работы, который доступен его квалификации.
- 2. Всякого рабочего необходимо поощрять к максимальной отдаче, к первоклассной работе.
- 3. Всякому первоклассному работнику следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с обычным рабочим.
- 4. Система функционального подхода к управлению
- 5. Проблемы дисциплины и отношения к рабочим
- Лекция 4. Концепция рациональной бюрократической организации и другие идеи макса вебера
- Лекция 5 школа административного управления анри файоля
- 5. Учетные функции (бухгалтерия, канцелярия, учет, статистика и т. Д.).
- 6. Административные функции.
- 1. Предвидение - функция, смысл которой состоит в учете будущих изменений и построение программы действий.
- II. Принципы управления а. Файоля.
- III. Квалификация управленца.
- Лекция 6. Генезис управленческих идей в россии
- 1. В современных условиях возрастает значение факторов внешней среды. Причем, изменения внешней среды в значительной мере имеют неуправляемый для руководителя характер.
- Лекция 8. Поведенческий подход к управлению
- Лекция 9. Управленческие теории лидерства
- I. Межличностные роли руководителя:
- II. Информационные роли руководителя
- III. Роли по принятию решений
- Лекция 10 современные теории мотивации
- 1. Потребности существования;
- 2. Потребности связи;
- 3. Потребности роста;
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины на 1-й семестр Базовая литература
- Приложение 1.2. Итоговый тест по дисциплине «Основы менеджмента» на 1-й семестр
- Приложение 1.3. Бланк для проверки теста 1
- Приложение 1.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 1
- Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
- Аспектные функции управления
- Элементарные функции управления
- Интегральные функции управления
- Лекция 12 понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Факторы глобальной среды
- Лекция 13 организационная культура предприятия
- Содержание организационной культуры
- Лекция 14 организационные структуры управления.
- Производственная структура, развернутая по горизонтали.
- 2. Структура органов управления, развернутая по вертикали.
- 1. Структуризация по количественному признаку
- 2. Структуризация по временному признаку
- 3. Структуризация по функциям предприятия
- 4. Структуризация по территориальному признаку
- 5.Структуризация по продукту
- 6. Структуризация по потребителю
- 7. Структуризация по каналам сбыта
- 8. Структуризация по технологическому процессу
- Линейная организационная структура
- Линейно - штабная организационная структура
- Дивизиональная организационная структура управления
- Проектная структура управления
- Этапы реализации проекта
- 1. Подбор руководителя проекта
- 3. Формирование команды
- Лекция 15 процесс принятия и реализации управленческих решений
- Методы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования
- Лекция 16. Разработка стратегии развития предприятия
- Основные этапы процесса стратегического управления
- Этап 2. Анализ внутренней среды организации
- Метод swot –анализа
- Определение миссии
- 1. Определение области конкуренции
- 2. Стратегическое намерение или видение
- 3.Компетентность персонала и конкурентные преимущества
- 4. Основные заинтересованные группы
- Иерархия целей
- Установление целей
- Модель м.Портера
- Модель и.Ансофа
- Поведенческие аспекты менеджмента лекция 17. Многоаспектный подход к управлению персоналом
- Многоаспектная модель управления персоналом.
- Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
- Лекция 18 коммуникации в системе менеджмента
- Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика).
- Лекция 19 конфликты в организации
- Лекция 20. Сравнительный анализ японского и американского подходов к управлению
- Лекция 21. Особенности современной российской управленческой практики
- 2.1 Социально-этические проблемы организации
- Социофакторы и этика менеджмента
- Фундаментальные принципы бизнеса
- Приложение 2.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Приложение 2.3. Бланк для ответов теста 2
- Приложение 2.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 2
- Приложение 3 Краткий словарь понятий, терминов по курсу «Основы менеджмента»
- Приложение г. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Приложение 5 Темы для курсовых работ по менеджменту