Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
Рассматривая процессный подход в менеджменте, в его развитии можно выделить три этапа.
Первый этап – с 20-х гг. ХХ в. – управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, выполняемых в рамках реализации повторяющихся функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.
Второй этап – с 40-х гг. ХХ в. – реализация функций менеджмента обеспечивается связующими процессами коммуникаций, а также процессами принятия управленческого решения, организации его исполнения и контроля результатов.
Третий этап начался в 90-е гг. ХХ в. и получил название «Реинжиниринг бизнес-процессов». Это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в ключевых для современного бизнеса показателях результативности: качества, уровня обслуживания, оперативности, затрат, прибыли и др. В результате реинжиниринга бизнес-процесса коренным образом меняются основные элементы системы управления и трудового процесса.
Системный подход рассматривается как методология научного познания элементов и систем управления, как способ мышления менеджера по отношению к организации и управлению. Поэтому менеджер должен владеть принципами системного подхода, который предполагает следующее:
– любой объект управления, в том числе и коммерческая организация, рассматривается как система, состоящая из множества взаимосвязанных подсистем и элементов;
– управленческие воздействия, направленные на объект управления, также представляют собой систему и основываются на взаимосвязанных и дополняющих друг друга функциях, принципах, методах и т.д.
Ситуационный подход к менеджменту возник в 60-е гг. ХХ в. в дополнение к системному. Практическое применение системного подхода показало, что существует множество ситуаций, влияющих на систему и ее элементы. Центральной компонентой ситуационного подхода является ситуация, то есть совокупность обстоятельств, условий и факторов, воздействующих на организацию в данное конкретное время.
Ситуационный подход устанавливает, что пригодность различных концепций, методов, форм управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов во внешней среде и в организации, то не может быть единого, пригодного для всех случаев жизни способа управлять организацией. В каждом конкретном случае самыми эффективными средствами воздействия будут метод, форма, технология управления, которые более всего соответствуют данной ситуации. В ситуационном подходе основным признается требование анализа ситуации, определяющего главные и второстепенные факторы, влияющие на конечный результат.
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте