Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов. |
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. |
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального «роста». При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
Интересную классификацию функций управления предложил известный российский специалист по управлению В.Ш. Рапопорт. Он предложил выделить три категории классификации управленческих функций.
- Оглавление
- Модуль 1. История менеджмента лекция 1. Менеджмент: сущность, методы и принципы реализации
- Лекция 2. Донаучный период развития менеджмента
- Лекция 3. Зарождение управленческих идей в рамках школы научного управления
- 2. Исследование единиц времени. Использование хронометража рабочего времени и трудовых усилий.
- 1. Всякому рабочему следует поручать высший тип работы, который доступен его квалификации.
- 2. Всякого рабочего необходимо поощрять к максимальной отдаче, к первоклассной работе.
- 3. Всякому первоклассному работнику следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30 до 100% по сравнению с обычным рабочим.
- 4. Система функционального подхода к управлению
- 5. Проблемы дисциплины и отношения к рабочим
- Лекция 4. Концепция рациональной бюрократической организации и другие идеи макса вебера
- Лекция 5 школа административного управления анри файоля
- 5. Учетные функции (бухгалтерия, канцелярия, учет, статистика и т. Д.).
- 6. Административные функции.
- 1. Предвидение - функция, смысл которой состоит в учете будущих изменений и построение программы действий.
- II. Принципы управления а. Файоля.
- III. Квалификация управленца.
- Лекция 6. Генезис управленческих идей в россии
- 1. В современных условиях возрастает значение факторов внешней среды. Причем, изменения внешней среды в значительной мере имеют неуправляемый для руководителя характер.
- Лекция 8. Поведенческий подход к управлению
- Лекция 9. Управленческие теории лидерства
- I. Межличностные роли руководителя:
- II. Информационные роли руководителя
- III. Роли по принятию решений
- Лекция 10 современные теории мотивации
- 1. Потребности существования;
- 2. Потребности связи;
- 3. Потребности роста;
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины на 1-й семестр Базовая литература
- Приложение 1.2. Итоговый тест по дисциплине «Основы менеджмента» на 1-й семестр
- Приложение 1.3. Бланк для проверки теста 1
- Приложение 1.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 1
- Организационно-технологические аспекты менеджмента лекция 11. Процесс и функции управления.
- Аспектные функции управления
- Элементарные функции управления
- Интегральные функции управления
- Лекция 12 понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации
- Внешняя среда организации
- Факторы глобальной среды
- Лекция 13 организационная культура предприятия
- Содержание организационной культуры
- Лекция 14 организационные структуры управления.
- Производственная структура, развернутая по горизонтали.
- 2. Структура органов управления, развернутая по вертикали.
- 1. Структуризация по количественному признаку
- 2. Структуризация по временному признаку
- 3. Структуризация по функциям предприятия
- 4. Структуризация по территориальному признаку
- 5.Структуризация по продукту
- 6. Структуризация по потребителю
- 7. Структуризация по каналам сбыта
- 8. Структуризация по технологическому процессу
- Линейная организационная структура
- Линейно - штабная организационная структура
- Дивизиональная организационная структура управления
- Проектная структура управления
- Этапы реализации проекта
- 1. Подбор руководителя проекта
- 3. Формирование команды
- Лекция 15 процесс принятия и реализации управленческих решений
- Методы разработки и принятия управленческих решений
- 1. Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования
- Лекция 16. Разработка стратегии развития предприятия
- Основные этапы процесса стратегического управления
- Этап 2. Анализ внутренней среды организации
- Метод swot –анализа
- Определение миссии
- 1. Определение области конкуренции
- 2. Стратегическое намерение или видение
- 3.Компетентность персонала и конкурентные преимущества
- 4. Основные заинтересованные группы
- Иерархия целей
- Установление целей
- Модель м.Портера
- Модель и.Ансофа
- Поведенческие аспекты менеджмента лекция 17. Многоаспектный подход к управлению персоналом
- Многоаспектная модель управления персоналом.
- Директор по персоналу – руководитель службы управления персоналом
- Лекция 18 коммуникации в системе менеджмента
- Оптико-кинетическая знаковая система (жесты, мимика).
- Лекция 19 конфликты в организации
- Лекция 20. Сравнительный анализ японского и американского подходов к управлению
- Лекция 21. Особенности современной российской управленческой практики
- 2.1 Социально-этические проблемы организации
- Социофакторы и этика менеджмента
- Фундаментальные принципы бизнеса
- Приложение 2.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Приложение 2.3. Бланк для ответов теста 2
- Приложение 2.4. Ключ правильных ответов для проверки теста 2
- Приложение 3 Краткий словарь понятий, терминов по курсу «Основы менеджмента»
- Приложение г. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- Приложение 5 Темы для курсовых работ по менеджменту