Прогнозирование объема продаж
Заключительным этапом разработки плана маркетинга является определение объема продаж. Планированию объема продаж, как правило, предшествует прогноз сбыта. Прогноз сбыта продукции включает определение основных объемных показателей деятельности предприятия и осуществляется на основе прогноза спроса, определенного для масштабов предприятия. Прогноз сбыта – это тот центр, вокруг которого концентрируется все планирование бизнеса. Прогноз сбыта разрабатывается для любого периода упреждения. Долгосрочный прогноз сбытапозволяет заложить фундамент для производства новых видов продукции и технологических процессов.Среднесрочный– это обычно проекция существующих тенденций в будущее с учетом возможного воздействия предполагаемых изменений в численности покупателей, конъюнктуры рынка и изменений других факторов.
Краткосрочный прогноз сбытаможет быть сроком до одного года, используется в качестве основы для планирования маркетинга, обоснования планов сбыта.
Прогноз сбыта содержит разные измерители, но среди них обязательно должны быть количество единиц продукции и цена. При разработке прогноза сбыта пользуются той же информацией, что и при прогнозе спроса. Это сведения о конъюнктуре рынка, состоянии экономики в целом, перспективы товарного предложения, условиях деятельности предприятия и т.д.
Прогноз сбыта и план сбыта строятся примерно по одной схеме, но план сбыта должен быть более детализированным, конкретным и увязан с финансово-организационными аспектами осуществления. Некоторые предприятия предпочитают не составлять план сбыта, ограничиваясь разработкой его прогноза и составлением политики сбыта.
Обоснование объема сбыта рекомендуется производить с учетом прогнозов: сбыта на продукцию, капитала, прибыли и рентабельности.
Сегодня прогнозирование объема продаж осуществляется двумя методами:
методы экспертных оценок;
экономико-статистические методы.
Метод экспертных оценок. В основе этого метода лежит изучение мнений специалистов предприятий-изготовителей, потребителей продукции о возможных объемах продукции предприятия в планируемом периоде. На их основе экспертным путем определяются три вида прогноза объема продаж: оптимистический, пессимистический и вероятностный. Ожидаемый объем продаж (ОП) в плановом периоде может быть определен по формуле:
ОП = (О + 4В+ П)/6, (4.4)
где О, В, П – объемы продаж – соответственно оптимистический, вероятностный, пессимистический.
Так как любой прогноз носит вероятностный характер, то рассчитывается доверительный интервал возможного объема продаж:
Д = ОП± 2(О-П)/6, (4.5)
где О-П/6 – стандартное отклонение оценок продаж.
При расчете объема продаж методом экспертных оценок большое значение имеет квалификация экспертов. Знание особенностей продукции, рынка, конкурентов, тенденции их развития способствуют повышению достоверности получения данных.
Экономико-статистические методы включают широкий спектр различных методов. Не все они получили широкое распространение в практике планирования. Наиболее популярными являются:
Метод экстраполяции– определяет объем продаж как функцию времени (или иного фактора). Как обычно в таких случаях необходим учет динамического (временного) ряда показателя;
Метод скользящей средней величины продаж. Планируемый объем продаж определяется делением фактического объема продаж на продолжительность анализируемого периода. Скользящая средняя величина пересчитывается по мере получения новых значений;
Метод доли рынка предприятия– в основе данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка в прошедшем периоде и планируемой доли предприятия в общем объеме продаж.
ОП = Ер× Иср Д/100, (4.6)
где Ер – емкость целевого рынка в отчетном году, ед.;
Иср – среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка;
Д – планируемая доля предприятия на целевом рынке в прогнозируемый период, %.
Планирование сбыта может происходить на основе показателей прибыли и рентабельности, необходимых фирме. Такой расчет использует понятие «точка безубыточности», которая характеризует пограничный, т.е. нулевой по прибыльности объем работы.
ОП = ПОИ/ 1-ПИ´ (руб.), (4.7)
где ПОИ – постоянные издержки; ПИ´ – уровень переменных издержек в единице товара.
Знание пограничного объема, за которым для фирмы наступает сфера прибыльности, позволяет ей произвести выбор конкретной величины сбыта.
Использование точки безубыточности может способствовать обоснованию конкретного объема продаж с учетом исходных данных по прибыли и рентабельности, а также складывающихся издержек, позволяет обосновать тот объем, который обеспечит получение предусматривающихся конечных результатов деятельности.
Метод прямого счета– планирование осуществляется на основе рациональных норм расхода, потребления.
Эффективность применения того или иного метода прогноза продаж зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия.
Работа по планированию объема продаж заканчивается формированием портфеля заказов. Портфель заказов состоит из трех разделов:
текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия;
среднесрочных и перспективных заказов.
На все заказы, в первую очередь, текущие, должны быть заключены договора.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.