logo search
ГОС наш вар

6. Методы прогнозирования

В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования.

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего его (объекта) развития.

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Методика – совокупность методов обучения чему-либо, практического выполнения чего-либо.

Методы прогнозирования можно классифицировать с точки зрения индуктивного и дедуктивного подходов.

При индуктивном подходе используется метод индукции, который построен на рассмотрении проблем от частного к общему, т.е. на основании фактических данных (эксперимента или развития процесса) об объекте устанавливается тенденция (или закономерность) общего развития объекта, которая и используется при обосновании прогноза.

При дедуктивном подходе используется метод дедукции, который построен на рассмотрении проблем от общего к частному, т.е. вначале определяются общие тенденции или закономерности развития анализируемого объекта, а затем (на основе выявленной общей перспективы) определяются уровни и пути развития отдельных направлений, а также конкретные характеристики представляющих интерес объектов прогнозирования.

В укрупненном виде всю совокупность методов прогнозирования можно распределить прежде всего по степени их однородности – на две группы (рис. 1):

Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).

Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозирования графа, система Паттерн и др.).

Кроме того, все методы прогнозирования поделены еще на три класса:

В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

  1. фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования;

  2. экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем;

  3. комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (метод подобия), параметрический метод и др.

Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Экспертные методы, в отличие от фактографических, основаны на суждениях экспертов, а не на использовании документальных источников и фактических данных. Среди них выделяют группы по следующим признакам:

Таблица 1 – Классификация экспертных методов прогнозирования

Вид экспертизы

Вид обработки мнений

без аналитической обработки

с аналитической обработкой

Индивидуальная

Интервью

Экспертные

Генерация идей

Построение сценария

Метод «дерева целей»

Матричный метод

Морфологический анализ

Коллективная

Метод «мозгового штурма»

Метод коллективных экспертных оценок

Метод Дельфи

Экстраполяция – это перенесение объективных закономерностей, существовавших в прошлом, на будущее.

Экстраполяцию правомерно применять лишь в тех случаях, когда совокупное влияние учитываемых факторов и условий, которые привели к возникновению той или иной тенденции, в основном сохраниться и в рассматриваемом периоде прогнозирования. Операцию экстраполяции в общем виде можно представить в виде значения функции

xn+t = f(xn, t)

где xn+t – экстраполируемое значение признака отдельной единицы изучаемой статистической совокупности;

t – период упреждения;

xn – значение признака, принятое за базу экстраполяции.

Наряду с экстраполяцией в прогнозировании находит применение и метод интерполяции. Его используют в случае. Когда по известным начальным (x0, x1, x2) и конечным значениям (xn-2, xn-1, xn) искомой характеристики объекта определяют неизвестные промежуточные значения величины xi.

Прогнозирование методом аналогий. Сущность данного метода заключается в установлении эквивалентности (подобия) между сопоставляемыми объектами, т.е. на основе исследования поведения одной системы прогнозируется аналогичное поведение (развитие) другой системы.

Публикационный метод прогнозирования основан на анализе и оценке динамики публикаций. Исследование закономерностей изменения количества и качества публикуемой информации позволяет выявить направление развития в области экономики, науки и техники и организовать подбор перспективных материалов по интересующей тематике.

Патентный метод прогнозирования основан на оценке изобретений и исследованиях динамики их патентования.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро давать качественные советы на поставленные вопросы.

Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельную аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно.

Метод «мозгового штурма» («мозговой атаки») – метод коллективной генерации идей – представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками.

Метод составления сценариев. Сценарий – это описание (картина) будущего . составленное с учетом правдоподобных предположений. Для прогноза ситуации, как правило, характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний – наиболее вероятный, ожидаемый.

Метод «дерева целей». Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные и конкретные задачи на каждом уровне иерархии.

Матричный метод широко используется в планировании и прогнозировании. Например, в практике маркетинга матричный метод применяется как метод оценки позиции предприятия на рынке, что позволяет принять решение о выборе стратегии.

Морфологический анализ – экспертный метод прогнозирования, относящийся к группе индивидуальных и направленный на выявление возможных вариантов развития объекта прогнозирования путем построения матрицы характеристик объекта и их возможных значений с последующим перебором с оценкой вариантов сочетаний.

Метод Дельфи используется в технологическом прогнозировании. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования (например, когда удастся добиться излечения рака). Опрос проводится с помощью специальных анкет анонимно. Полученные ответы сопоставляются и по обобщенным результатам эксперты делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз пока мнения не начнут совпадать, которые можно использовать в качестве прогноза.

Каждая группа методов имеет определенные достоинства и недостатки. Стремление уменьшить погрешности прогнозирования, обеспечить решении многоплановых проблем деятельности предприятия привело к появлению комплексных методов прогнозирования. К ним относятся методы финансового прогнозирования, в частности прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и возможного банкротства.