6. Методы прогнозирования
В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования.
Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно будущего его (объекта) развития.
Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.
Методика – совокупность методов обучения чему-либо, практического выполнения чего-либо.
Методы прогнозирования можно классифицировать с точки зрения индуктивного и дедуктивного подходов.
При индуктивном подходе используется метод индукции, который построен на рассмотрении проблем от частного к общему, т.е. на основании фактических данных (эксперимента или развития процесса) об объекте устанавливается тенденция (или закономерность) общего развития объекта, которая и используется при обосновании прогноза.
При дедуктивном подходе используется метод дедукции, который построен на рассмотрении проблем от общего к частному, т.е. вначале определяются общие тенденции или закономерности развития анализируемого объекта, а затем (на основе выявленной общей перспективы) определяются уровни и пути развития отдельных направлений, а также конкретные характеристики представляющих интерес объектов прогнозирования.
В укрупненном виде всю совокупность методов прогнозирования можно распределить прежде всего по степени их однородности – на две группы (рис. 1):
простые методы;
комплексные методы.
Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).
Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозирования графа, система Паттерн и др.).
Кроме того, все методы прогнозирования поделены еще на три класса:
фактографические методы;
экспертные методы;
комбинированные методы.
В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:
фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования;
экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем;
комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.
В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:
статистических (параметрических) методов;
опережающих методов.
Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (метод подобия), параметрический метод и др.
Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.
Экспертные методы, в отличие от фактографических, основаны на суждениях экспертов, а не на использовании документальных источников и фактических данных. Среди них выделяют группы по следующим признакам:
по количеству привлеченных экспертов (индивидуальные и коллективные);
по наличию аналитической обработки данных экспертизы (табл. 1).
Таблица 1 – Классификация экспертных методов прогнозирования
Вид экспертизы | Вид обработки мнений | ||||||
без аналитической обработки | с аналитической обработкой | ||||||
Индивидуальная | Интервью | Экспертные | Генерация идей | Построение сценария | Метод «дерева целей» | Матричный метод | Морфологический анализ |
Коллективная | Метод «мозгового штурма» | Метод коллективных экспертных оценок | Метод Дельфи |
Экстраполяция – это перенесение объективных закономерностей, существовавших в прошлом, на будущее.
Экстраполяцию правомерно применять лишь в тех случаях, когда совокупное влияние учитываемых факторов и условий, которые привели к возникновению той или иной тенденции, в основном сохраниться и в рассматриваемом периоде прогнозирования. Операцию экстраполяции в общем виде можно представить в виде значения функции
xn+t = f(xn, t)
где xn+t – экстраполируемое значение признака отдельной единицы изучаемой статистической совокупности;
t – период упреждения;
xn – значение признака, принятое за базу экстраполяции.
Наряду с экстраполяцией в прогнозировании находит применение и метод интерполяции. Его используют в случае. Когда по известным начальным (x0, x1, x2) и конечным значениям (xn-2, xn-1, xn) искомой характеристики объекта определяют неизвестные промежуточные значения величины xi.
Прогнозирование методом аналогий. Сущность данного метода заключается в установлении эквивалентности (подобия) между сопоставляемыми объектами, т.е. на основе исследования поведения одной системы прогнозируется аналогичное поведение (развитие) другой системы.
Публикационный метод прогнозирования основан на анализе и оценке динамики публикаций. Исследование закономерностей изменения количества и качества публикуемой информации позволяет выявить направление развития в области экономики, науки и техники и организовать подбор перспективных материалов по интересующей тематике.
Патентный метод прогнозирования основан на оценке изобретений и исследованиях динамики их патентования.
Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро давать качественные советы на поставленные вопросы.
Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельную аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно.
Метод «мозгового штурма» («мозговой атаки») – метод коллективной генерации идей – представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками.
Метод составления сценариев. Сценарий – это описание (картина) будущего . составленное с учетом правдоподобных предположений. Для прогноза ситуации, как правило, характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний – наиболее вероятный, ожидаемый.
Метод «дерева целей». Дерево целей тесно увязывает между собой перспективные и конкретные задачи на каждом уровне иерархии.
Матричный метод широко используется в планировании и прогнозировании. Например, в практике маркетинга матричный метод применяется как метод оценки позиции предприятия на рынке, что позволяет принять решение о выборе стратегии.
Морфологический анализ – экспертный метод прогнозирования, относящийся к группе индивидуальных и направленный на выявление возможных вариантов развития объекта прогнозирования путем построения матрицы характеристик объекта и их возможных значений с последующим перебором с оценкой вариантов сочетаний.
Метод Дельфи используется в технологическом прогнозировании. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования (например, когда удастся добиться излечения рака). Опрос проводится с помощью специальных анкет анонимно. Полученные ответы сопоставляются и по обобщенным результатам эксперты делают дальнейшие предположения о будущем, причем этот процесс может повторяться несколько раз пока мнения не начнут совпадать, которые можно использовать в качестве прогноза.
Каждая группа методов имеет определенные достоинства и недостатки. Стремление уменьшить погрешности прогнозирования, обеспечить решении многоплановых проблем деятельности предприятия привело к появлению комплексных методов прогнозирования. К ним относятся методы финансового прогнозирования, в частности прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и возможного банкротства.
- Экономика предприятия
- Предприятие – объект и субъект предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
- Современные формы интеграции предприятий.
- Основные фонды: понятие, классификации, показатели эффективности использования.
- 4. Оборотные средства: состав, показатели оборачиваемости.
- Показатели оборачиваемости ос
- 5. Амортизация основных средств, способы начисления амортизационных сумм.
- 6. Пути улучшения использования производственных фондов предприятия.
- 7. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 8. Особенности формирования себестоимости в металлургическом производстве.
- Цели и методы ценообразования. Виды цен.
- 10. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 1. Доходы и расходы от различных видов деятельности
- 2. Операционные доходы и расходы
- 11. Рентабельность и ее виды.
- 12. Финансы предприятия, их сущность и функции.
- 13. Финансовые отношения предприятия.
- Менеджмент
- Сущность и роль менеджмента на предприятии
- Сущность и роль менеджмента.
- 2.2 Понятие организации в менеджменте, классификация организаций
- 2.3 Миссия и цели организации
- 2.4 Управленческое решение. Подходы к принятию решений. Этапы решения проблем.
- 2.5 Стили руководства и их эффективность
- 2.6 Роль и функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности
- Функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности.
- 2.7 Сущность мотивации деятельности. Основные теории мотивации
- Прогнозирование
- 1. Сущность стратегического управления
- 2. Формирование стратегических целей организации
- 3. Планирование конкурентной стратегии предприятия
- 4. Наступательные и оборонительные стратегии
- 5. Выбор стратегии предприятия и факторы его определяющие
- 6. Методы прогнозирования
- 7. Математические методы в прогнозировании.
- 4. Планирование на предприятии
- 4.1. Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.
- 2. Система планов предприятия, их взаимосвязь.
- 3. Организация плановой работы на предприятии
- 5. Планирование производства и реализации продукции металлургического предприятия.
- Балансы производственных мощностей и их назначение
- 6 Методы планирования трудовых показателей. Содержание и задачи.
- 7. Методы планирования себестоимости продукции в металлургии.
- 8. Методы планирования прибыли и рентабельности
- 9. Бизнес-планирование: задачи, методика разработки
- 5.1. Маркетинговая среда предприятия: понятие, основные составляющие
- 5.2. Жизненный цикл товара, задачи маркетинга на отдельных этапах жизненного цикла.
- 5.3. Сегментирование рынка. Критерии выделения сегментов
- 5.4. Методы исследования рынка.
- 5. Оценка конкурентоспособности металлопродукции.
- 5.6. Позиционирование товара и конкурентное преимущество товара
- 5.7. Организация службы маркетинга на предприятии.
- Экономическая оценка инвестиций
- Эффективность и ее виды. Основные принципы оценки эффективности.
- 2. Понятие инвестиций, их классификация, источники финансирования.
- Жизненный цикл инвестиционного проекта и расчетный период
- 5. Виды инвестиционных рисков. Методы учета факторов риска.
- 1. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта.
- 2. Метод расчет уровней безубыточности.
- 3. Метод вариации параметров проекта.
- 4. Метод оценки ожидаемой эффективности проекта с учетом факторов неопределенности.
- Разработка мероприятий по предупреждению и снижения инвестиционного риска
- 7.1. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста.
- 7.2. Труд и его организация.
- Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест
- 7.3. Нормы труда, их виды. Факторы, определяющие нормы труда.
- 7.4. Методы установления норм труда работникам предприятия
- 7.5. Варианты организации оплаты труда работникам предприятия.
- 7.6. Анализ организации и нормирования труда на предприятии.
- 7.7. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.
- 1. Рост производительности труда;
- 2. Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).
- 7. 8. Мотивация и стимулирование труда работников предприятия.
- Организация производства
- 1. Производственный процесс. Понятие и виды. Особенности производственных процессов в металлургии.
- 2. Принципы эффективности организации производства.
- 3. Специфика организации различных типов производства.
- 4. Способы организации производства: классификация, основные параметры.
- 5. Особенности организации производства на металлургических предприятиях.
- 6. Производственный цикл и экономическое значение его сокращения.
- 7. Особенности оп во вспомогательных и обслуживающих цехах.
- Анализ и диагностика фхд
- 1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством
- 2.Диагностика финансово-хозяйственной деятельности и ее значение для предприятия
- 3.Виды экономического анализа, их классификация и характеристика
- 4.Методы факторного анализа на примере фондоотдачи, среднегодовой выработки
- Фондоотдача
- Среднегодовая выработка
- 5.Экономическая сущность и оценка потенциала предприятия
- 6.Анализ использования основных средств предприятия и направления совершенствования их использования
- 7.Анализ использования оборотных активов предприятия. Длительность финансового и операционных циклов
- 8.Анализ производительности труда
- 9.Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
- 10.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
- 11.Комплексная оценка финансового состояния предприятия
- Логистика
- 1 Концепция и основные принципы логистического подхода
- 3 Распределительная и закупочная логистика: содержание, функции
- 4 Внутрипроизводственные логистические системы, варианты их функциональной организации
- 2. Налоговая система рф. Принципы ее построения, основные функции.
- 3 Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
- 4. Налог на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
- 5. Налог на имущество организации. Порядок его исчисления и уплаты.
- 6. Роль косвенных налогов в ценообразовании. Понятие и экономическая сущность акцизов.