Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
Современный этап развития экономики характеризуется повышением требований к продукции промышленных предприятий.
Потребитель выбирает продукцию, которая в наибольшей степени удовлетворяет его по качественным и ценовым характеристикам в сравнении с другими товарами, представленными на рынке.
Кривая спроса в каждом сегменте рынка имеет свою специфику и зависит от многих внутренних и внешних факторов. Поэтому одна и та же продукция для одного потребителя может быть необходимой и желанной, для другого излишней или очень дорогой.
Таким образом, товары должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, реклама, престиж фирмы и др.), т.е. должны быть конкурентоспособными.
Конкурентоспособность продукцииопределяется комплексом потребительских характеристик, позволяющих удовлетворить особые условия рынка и отличающих ее от аналогичной продукции другого производителя. Конкурентоспособная продукция удовлетворяет вкусам и предпочтениям определенной группы покупателей (сегментам рынка), легко и быстро реализуется.
Поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно и относительно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции. Степень удовлетворенности товаром складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется на любом этапе его жизненного цикла.
Для определения степени удовлетворенности товаром и сравнения его с товарами-конкурентами производится оценка конкурентоспособности и рассчитываются коэффициенты конкурентоспособности.
С проблемой оценки качества и конкурентоспособности продукции сталкиваются все товаропроизводители. Различают:
технический уровень качества, который включает все существенные свойства продукции, которыми она обладает;
потребительский уровень качествапредусматривает выделение лишь наиболее значимых для данной группы покупателей свойств или условий реализации, которые и определяют конкурентоспособность в рассматриваемом сегменте рынка. Правильный выбор этих свойств имеет очень большое значение для обеспечения сбыта продукции и снижения затрат на производство. Поэтому значительные силы и средства должны быть направлены на изучение рынка и выявления потребительских свойств конкретной продукции.
Обычно анализируются:
состав характеристик продукции, которые данный покупатель рассматривает как существенные;
определение значимости каждого;
желаемое для покупателей значение каждого из существенных параметров, который полностью удовлетворит конкретную потребность.
Состав «существенных» характеристик продукции может быть выявлен из общего перечня, характеризующего качество продукции, и формируется из определенных групп – показателей качества, полный набор которых определяется стандартами.
Кроме качественных характеристик продукции используются и экономические, характеризующие суммарные затраты потребителя – цену потребления. Цена потребления наряду с качеством является основным показателем конкурентоспособности и зависит от особенностей товара. Включает затраты на приобретение товара и расходы на его эксплуатацию.
Оценка способности товара конкурировать в определенных условиях рынка производится путем сопоставления параметров рассматриваемой продукции с параметрами базы. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец.
Расчет единичного параметрического показателя конкурентоспособности(Пеi) можно определить по формуле:
Пеi = Пi /Пiб ×100%, (4.1)
где Пiвеличинаi-го параметра для анализируемой продукции;
Пiб– величинаi-го параметра для изделия принятого за образец.
Сводный параметрический показательрассчитывается отдельно по качественным и по экономическим параметрам (Кпп, Кэп) по формуле:
, (4.2)
где £i – весовой коэффициент важности параметра Пi в общем наборе параметров (для сравниваемого и базового изделий весовые коэффициенты равны).
Решение о включении определенного изделия в планируемый ассортимент продукции принимается на основе интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара (Ки).
, (4.3)
Если Ки>1, то оцениваемый товар превосходит по конкурентоспособности сравнимый образец; если Ки<1, то уступает.
На основании сделанной оценки и вывода принимается решение о включении данного товара в ассортимент продукции, либо принимается решение о повышении его конкурентоспособности.
Кроме того, оценка конкурентности может повлиять на действующую стратегию и внести коррективы в текущую деятельность предприятия.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.