logo search
Вопросы

30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.

Финансовый план — это документ, оформленный в виде таблицы, которая наглядно показывает объемы поступления и расходования денег в данном хозяйствующем субъекте.

Как документ, обобщающий в денежном выражении всю хозяй­ственную деятельность и все разделы бизнес-плана, финансовый план включает в себя:

1) баланс доходов и расходов хозяйствующего субъекта;

2) план денежных потоков;

3) кредитный план;

4) кассовый план;

5) платежный календарь.

В зависимости от планового периода финансовый план бывает:

1) пятилетний план (с разбивкой по годам);

2) годовой план (с разбивкой по кварталам);

3) оперативный план (месячный, недельный).

Основным видом финансового плана является баланс доходов и рас­ходов хозяйствующего субъекта. Этот баланс представляет собой таблицу, в которой сумма доходов должна равняться сумме расхо­дов.

Расчет плана начинается с определения вида и суммы доходов.

В состав доходов включаются, прежде всего, доходы, получае­мые за счет устойчивых источников собственных средств: прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, при­рост кредиторской задолженности. В доходную часть плана включаются также суммы, полученные за счет кредита, если договор о кре­дите уже заключен.

В расходную часть данного плана включаются все налоги, упла­чиваемые из прибыли, расходы на ремонт, денежные средства, на­правляемые в фонд накопления, в фонд потребления и в резервный фонд, погашение полученного кредита и процентов по нему.

Средства фонда накопления предназначены для приобретения имущества, основных и оборотных средств, ценных бумаг, доли в совместном предпринимательстве и др.

Средства фонда потребления используются для оплаты различ­ных социальных нужд (приобретение путевок в санатории и дома отдыха, квартир, компенсация стоимости питания, проезда и т. п.), на оказание материальной помощи, на премирование работников, в том числе премирование по итогам года и др.

Цель составления баланса доходов и расходов состоит в увязке полученных доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резерв­ный фонд.

Резервный фонд предназначен для покрытия непредвиденных расходов. Создание резервного фонда является обязательным для акционерных обществ.

Сумма резервного фонда в акционерном обществе должна быть не менее 15 % от величины уставного капитала общества.

План денежных потоков — это план притока и оттока денег, т. е. план поступления денег и их расходования.

Целью составления денежных потоков является определение денежной наличности («Каш флоу») и потребности в капитале.

Показатели этого плана используются для оценки эффективно­сти вложения капитала.

План денежных потоков целесообразно составлять в динамике, по годам. Движение денег затрагивает весь хозяйственный про­цесс, т. е. производственную, инвестиционную и финансовую деятельность. По каждой из этих видов деятельности определяется

величина «Каш флоу», которая может иметь положительную вели­чину, свидетельствующую о наличии денег, или отрицательную ве­личину, показывающую нехватку денег.

План денежных потоков заканчивается составлением «Каш-ба-ланса».

«Каш-баланс» — это остаток денег на конец планового периода. Целью составления денежных потоков является обеспечение положительной величины «Каш-баланса». Положительная величи­на «Каш-баланса» свидетельствует о финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, а отрицательная величина «Каш-балан­са» — о банкротстве хозяйствующего субъекта.

Кассовый план представляет собой план оборота наличных денег, проходящих через кассу хозяйствующего субъекта. Составление кассового плана и контроль за его выполнением имеет важное зна­чение для повышения платежеспособности хозяйствующего субъ­екта

Платежный календарь— это план рациональной организации опе­ративной финансовой деятельности.