logo search
диана введение

32. Функция координации и ее роль в процессе управления

Функция координации означает обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов в инновационном процессе при реализации инновационной политики и планов инновационной деятельности, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними. Она осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий подразделений предприятия.

Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей, занятых в инновационном процессе, со стороны линейных руководителей и функциональных служб предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.

Координация инновационной деятельности в условиях неопределенности, многовариантности подходов и неполноты исходной информации характеризуется особой сложностью и спецификой.

Поэтому координация начинается с формулировки требований, предъявляемых к объекту управления [2.10].

Координация инновационной деятельности имеет противоречивые требования: с одной стороны, субъектам управления необходимо оставлять свободу выбора, а с другой стороны необходимо выработать управляющие воздействия, которые позволяют изменить первоначальное состояние системы до требуемого результата.

Координация характеризуется различными критериями оптимальности, что необходимо учитывать при реализации предшествующих ей функций анализа, планирования и прогнозирования. Поэтому она может проводиться для подразделений одного уровня иерархии по горизонтали и между уровнями управления по вертикали методом восхождения от простого к сложному и иметь соответствующие ограничивающие условия. Например, при координации деятельности подразделений НИОКР нельзя ставить цели достижения максимальной производительности труда, высокой прибыльности новшества. Критерием оптимального взаимодействия научных подразделений может выступать здесь создание новшества с комплексом высоких потребительских свойств.

При координации взаимодействий в процессах проектирования, освоения новшеств и технологической подготовки производства ограничивающим условием является соотношение «затраты – качество».

На заключительном этапе инновационного процесса выполняются мероприятия по достижению главных целей организации (активное освоение рынка, максимизация прибыли, интенсивный рост организации и др.) посредством установления оптимального соотношения между централизацией и децентрализацией, формальными и неформальными организациями, выбора методов управления и т.д.

Хорошо спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при их возникновении. Это обеспечивается: - творческим и целеустремленным подходом к планированию; - составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени для выполнения всех этапов и задач управления; - готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты; - эффективным владением стилями управления, его методами и техникой; - настойчивым и творческим совершенствованием работы.

К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести: - основной характер коммерческой деятельности (например, промышленная фирма или работа в сфере обслуживания); - общее экономическое положение; - связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры); - этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис); - размер фирмы; - ее структура; - атмосфера в ней; - ресурсы; - руководитель (его стиль, роль, понимание этого).

На конкретную ситуацию конкретного человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы. Наиболее типичные из них:

внешние: - мероприятия конкурентов, - внезапные изменения в экономическом положении клиентов, - кризисы, - общественные события, - погодные условия, - положение на рынке труда, - законодательство, - мероприятия по регулированию социальных процессов, - изменения на денежных рынках, - изменение международной конъюнктуры, - новая технология, - деятельность средств массовой информации, - изменения в позициях и оценках;

внутренние: - личные отношения, - перегрузки в работе, - отпуски, болезни, - мероприятия профсоюза, - положительные и отрицательные неожиданные ситуации, - текучесть кадров, - расширение или сокращение деятельности фирмы, - неисправность машин и оборудования, - неправильное поведение клиентов и персонала, - действия влиятельных лиц, - факторы охраны и безопасности труда, - инициатива и идеи, - мотивация.

Координация - обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями