Сущность маркетинга и задачи предприятия
Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.
Предприятие в условиях рыночных отношений в первую очередь решает вопрос о реализации продукции, а уже затем о ее производстве. Излишняя устойчивость производственного процесса сменяется динамичностью, способностью приспосабливаться к существующему спросу, а не к имеющемуся оборудованию. В результате производственная программа предприятии, ее объем, ассортимент формируются на основании потребностей рынка. План маркетинга является ключевым вопросом всего процесса планирования предприятия в условиях рынка, определяет основные плановые параметры на будущее и учитывает фундаментальные экономические и неэкономические цели бизнеса.
План маркетинга нужен не только для внутренней организации деятельности фирмы, но также он служит и инструментом при переговорах с партнерами и инвесторами, закладывая основу взаимоотношений с ними.
Рынок всегда предъявляет свои требования к продукции (услугам), к организации производства и сбыта. Быстро меняются требования к качеству продукции, цена, покупательская способность и другие факторы.
Каждое предприятие в пределах своих возможностей пытается изменить условия рынка в свою пользу, или найти такой сегмент рынка который обеспечил бы ему устойчивую работу в ближайшем будущем без изменения условий производства. Возможность изменения рынка с помощью существующих ресурсов определяет стратегию маркетинга предприятия на ближайшую перспективу.
Выбор маркетинговой стратегии занимает ключевое место на всем протяжении от возникновения идеи до появления товара на рынке и его послепродажного обслуживания. Выбор эффективного сочетания различных маркетинговых инструментов существенно зависит от условий рынка и возможностей предприятия.
Цели маркетинга определяются исходя из ситуации, складывающейся на рынке и предполагаемого положения на нем предприятия.
Стратегией маркетинга может быть снижение цены, расширение продаж в других сегментах рынка, введение льготных условий продажи, повышение качества продукции и др.
В процессе разработки плана маркетинга его цели и стратегия детализируются:
по продаже конкретных товаров определенного ассортимента;
по проникновению на конкретные рынки;
по перспективам роста рынков в зависимости от изменения их условий (увеличения числа покупателей, предложение новых товаров, изменения конкуренции).
Желательно, чтобы в бизнес-плане каждое направление было выделено отдельно.
По ценовой стратегии:
Выбор метода ценообразования для каждого продукта;
Учет всех факторов, влияющих на установление цен;
Определение эластичности спроса по цене;
Определение стратегии поведения фирмы на рынке в области ценообразования.
По стратегии в области качества:
Выявление наиболее привлекательных покупателей;
Определение тенденций изменения привлекательности товара по конкретным характеристикам;
Определение стратегии поведения фирмы на рынке в области качества продукции.
И далее, по всем остальным направлениям:
По стратегии продвижения (формы рекламы, пункты торговли);
По стимулированию сбыта и сервисного обслуживания;
По дополнительным требованиям к товару;
По дополнительным требования к условиям продаж;
По продлению жизненного цикла товара.
Реализация каждого направления маркетинга должна исходить из существующих и потенциальных возможностей и обеспечивать благоприятные условия для бизнеса, сводя на нет усилия конкурентов и неблагоприятные тенденции рынка.
Основой плана маркетинга в системе бизнес-плана являются:
базовая стратегия фирмы;
прогноз спроса;
прогноз сбыта;
финансовое положение фирмы.
Не существует единой оптимальной схемы планирования маркетинга. Для конкретного предприятия ее определяют сфера и масштаб деятельности, условия функционирования, форма собственности и субъективные факторы. Вместе с тем, всегда присутствует единая концептуальная схема:
1– отбор реальных рынков и их сегментов;
2– перспективный анализ факторов маркетинга; отбор и комбинирование компонентов маркетинга, которые будут использоваться для удовлетворения выявленных потребностей рынка.
Разработка первого этапа плана маркетинга отражает главную задачу плана – определение рынка, на котором предприятие будет осуществлять сбыт. Индефикация рынка производится по двум признакам: местоположению и объему.
На втором этапе определяются факторы маркетинга, такие как продукт, место, цена, каналы распределения, реклама, позиционирование продукции и др.
В ходе разработки плана маркетинга решаются следующие задачи:
анализ состояния и прогнозирования рынка;
организация сбыта;
развитие рынка;
организация эффективной обратной связи.
Основой плана маркетинга является план сбыта. Сбыт–это продажа продукции производственного предприятия в рамках выбранной стратегии маркетинга. План сбыта должен иметь определенную политику, которая бы отражала направления плана сбыта на перспективу и подчинялась целям базовой и маркетинговой стратегии.
План сбыта зависитот:
выбранных факторов маркетинга;
прогноза сбыта;
финансового состояния предприятия.
Основными задачами сбыта продукцииявляются:
усиление конкурентоспособности предприятия;
усиление воздействия на потенциальных покупателей.
Сбытовой потенциал предприятия определяет ее производственную деятельность. Исходя из плана сбыта, разрабатывается программа действий всех ее подразделений:
производство будет разрабатывать производственную программу и план товарной продукции;
отдел снабжения будет заключать хозяйственные договоры на поставку сырья, материалов;
отдел кадров будет обучать и переобучать работников, принимать на работу;
экономический и финансовый отделы совместно с бухгалтерией будут определять возможные доходы, прибыль, рентабельность деятельности.
План сбыта, как правило, включает следующие разделы:
Наименование продукции – объем и ассортимент;
Ценообразование;
Новые виды продукции, в том числе НИОКР;
Каналы распределения продукции;
Условия сбыта продукции;
Организация сбыта, в том числе сервис;
Качество продукции и обслуживания;
Издержки обращений.
.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.