logo search
1_Учебное пособие по менеджменту

2. Потребности связи;

Работник приходит в организацию прежде всего для реализации своих целей, а отнюдь не ради обеспечения благополучия этой организации.

Этот тезис был понятен еще на ранних этапах развития управленческой науки. Ф. Тейлор и А. Файоль достаточно серьезно занимались проблемами соотнесения личных интересов персонала и интересов организации как таковой. Однако Ф. Тейлор говорил при этом преимущественно о вопросах оплаты труда, а А. Файоль о вознаграждении. При всех различиях между собой они тем не менее полагали, что основной мотив, ради которого люди ходят на работу - это получение зарплаты. И именно заработную плату они рассматривали как основной рычаг воздействия на трудовое поведение людей.

Впоследствии исследования специалистов, работавших в рамках школы человеческих отношений, показали, что притязания работников в организации вовсе не ограничиваются одной только заработной платой. В силу этого во второй половине ХХ века к проблемам мотивации работников обращалось большое количество ученых, выработавших множество разнообразных концепций мотивации.

Мотивация - «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации».

Всю совокупность концепций мотивации принято делить на две большие группы - содержательные концепции мотивации, объясняющие факторы побуждающие человека вести себя соответствующим образом, и процессуальные концепции мотивации, предметом которых является взаимодействие различных мотивов.

Содержательные мотивации

Среди содержательных концепций мотивации в качестве наиболее значимых чаще всего отмечают концепцию иерархии потребителей А. Маслоу, теорию К. Альдерфера, концепцию приобретенных потребностей Дэвида Мак-Клелланда и двухфакторную модель мотивации Фредерика Герцберга.

Концепцию потребностей А. Маслоу мы рассмотрели ранее, в рамках школы человеческих отношений, поскольку, на наш взгляд, идеи А. Маслоу оказали существенное влияние на дальнейшее развитие всего поведенческого подхода к управлению, а не только концепций мотивации.

Теория К. Альдерфера

Также как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако Альдерфер выделял только 3 такие группы: