Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
Под организационной культурой понимается система ценностей, символов, норм, убеждений, образцов поведения, разделяемых подавляющим большинством членов организации.
Если организационная структура составляет скелет организации, который определяет состав и границы ее подразделений и формальный характер взаимосвязей между ними, то организационная культура создает в организации «команду», общее видение и направление действий всех сотрудников.
Основные типы организационных культур
Бюрократическая культура характеризуется регулированием всех сторон деятельности фирмы на основе документов, четких правил, процедур; оценкой и продвижением персонала по формальным критериям. Источником власти здесь является собственность или высокая должность.
Предпринимательская культура свойственна организациям, где ключевую роль играют новаторство и творческая активность персонала. Управление здесь основывается на вере в руководителя, его знаниях и опыте привлечения персонала к творчеству.
Административная культура присуща крупным фирмам, а также государственным учреждениям. При этом на первое место ставится не столько прибыль или громкий успех, сколько минимизация риска, стабильность. Ее отличают формальный подход, неспешность принятия решений, ориентация на титулы и должности.
Инвестиционная культура свойственна крупным фирмам и банкам. Она поддерживает бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капитальными вложениями на длительный срок в условиях неопределенности, когда невозможна быстрая отдача.
По степени влияния на предприятие выделяют следующие типы культур:
1. Бесспорная культура – характеризуется небольшим количеством основных ценностей, норм и неукоснительной ориентацией на них. Такая культура не допускает бесконтрольного влияния на свои основы как извне, так и изнутри, являясь, таким образом, закрытой (закрытость проявляется в игнорировании недостатков, нежелании «выносить сор из избы»).
2. Слабая культура – практически не содержит общих ценностей и норм: у каждого элемента организации они свои, причем зачастую противоречащие другим, – это разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления. Нормы и ценности слабой культуры легко изменяются под внутренним и внешним влиянием.
3. Сильная культура – открыта влиянию как изнутри, так и извне. Открытость предполагает свободный обмен мнениями между всеми участниками, организациями и посторонними лицами. Активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее.
На формирование организационной культуры, ее содержание сильно влияет личная культура ее руководителя (его вера, ценности, стиль поведения), особенно в стадии становления организации, а он сам должен обладать выдающимися личными и профессиональными способностями.
Управление организационной культурой осуществляется с помощью контроля над ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганды и обучения персонала необходимым навыкам; подбора кадров, соответствующих требуемой культуре, и избавления от тех, кто в нее не вписывается; введения и широкого использования новых символики, обрядов, ритуалов.
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте