Управление служебно-профессиональным продвижением персонала в организации
Служебно-профессиональное продвижение – это серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности. Понятия «служебно-профессиональное продвижение» и «карьера» являются близкими, но не одинаковыми. Термин «служебно-профессиональное продвижение» – самый распространенный, так как термин «карьера» в нашей специальной литературе и практике до последнего времени фактически не использовался. Как правило, совпадение уже намеченного пути служебно-профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит нечасто, является, скорее, исключением, чем правилом. Система служебно-профессионального продвижения – это совокупность средств и методов должностного продвижения персонала, применяемых в различных организациях. Вообще в практике управления различают два вида продвижения: продвижение специалиста и продвижение руководителя. Последнее в свою очередь имеет два направления: продвижение функциональных руководителей и продвижение линейных руководителей. Например, в нашей стране система продвижения линейных руководителей, как правило, предусматривает пять основных этапов.
Первый этап – работа со студентами профильных институтов или направленных на практику. Второй этап – работа с принятыми в данную организацию молодыми специалистами. Третий этап – работа с линейными руководителями низового звена управления. Линейные руководители замещают отсутствующихруководителей, проходят курсы повышения квалификации. Успешно прошедшие второй отбор руководители предлагаются для выдвижения на вакантные должности начальников цехов, их заместителей. Четвертый этап – работа с линейными руководителями среднего звена. На основании анализа результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении по службе. Пятый этап – работа с линейными руководителями высшего звена. Отбор должна осуществлять специальная комиссия, состоящая из руководителей высшего звена, специалистов подразделений управления персоналом и привлеченных при необходимости независимых экспертов.
44
ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
ПЕРСОНАЛА
Маркетинг персонала - вид управленческой дея-
тельности, направленный на определение и покры-
тие потребности в персонале.
Цель маркетинга персонала - владеть ситуаци-
ей на рынке труда для эффективного покрытия потреб-
ности в персонале и реализации тем самым целей
организации.
Задачи маркетинга персонала:
1) исследование рынка для установления текущих
и перспективных потребностей организации в ко-
личестве и качестве персонала;
2) изучение развития производства для современной
подготовки новых рабочих мест и требований
к сотрудникам; . ,
3) поиск и приобретение персонала, характеристики
которого соответствуют требованиям, предъявляе-
мым организацией.
Концепция маркетинга персонала - это под-
ход, в соответствии с которым осуществляется дея-
тельность по выявлению потребности в персонале
и поиску путей по ее удовлетворению.
В существующих в зарубежных организациях вы-
деляют две основополагающих концепции мар-
кетинга персонала:
1) первая предполагает рассмотрение задач персо-
нал-маркетинга в широком смысле. Под маркетин-
гом персонала в данном случае понимается опре-
деленная философия и стратегия управления
человеческими ресурсами. Данный вид персонал-
маркетинга опирается на рыночное мышление, что
отличает его от традиционных административных
концепций управления кадрами; •
2) вторая предполагает толкование персонал-марке-
V тинга в более узком смысле - как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция на-
правлена на выявление и покрытие потребности
в кадровых ресурсах.
Различие концепций на предприятиях Японии,
западной Европы и США.
В Японии наем персонала осуществляют на низ-
шие должности, что предполагает определенную спе-
цифику отбора и найма и обучения. Это связано с до-
минирующей политикой ≪пожизненного найма≫, а также
с некоторыми особенностями японской системы обра-
зования, при которой будущий сотрудник готовится как
специалист широкого профиля. Особое внимание
в данной системе уделяется принципу преемственно-
сти, который затрагивает не только профессиональ-
ные аспекты, но и процесс формирования организаци-
онной культуры, традиционности производственного
процесса и коллективных взаимоотношений.
Западноевропейские предприятия во многих
случаях отдают предпочтение внутренним источникам
покрытия потребности в персонале, хотя формально
условия конкурса на замещение вакантной должно-
сти равнозначны как для внешних претендентов, так
и для собственных сотрудников предприятия. Пред-
почтение внутренним источникам обусловлено эко-
номией средств и усилий на процесс обучения и адап-
тации новых сотрудников.
Американские фирмы не делают различий по зна-
чимости внутренних и внешних источников покрытия
потребности в персонале, предоставляя равные воз-
можности при отборе на вакантную должность как сво-
им сотрудникам, таки внешним претендентам. Имен-
но поэтому данную концепцию называют смешанной.
Ее специфика обусловлена демократичностью общест-
ва и системы управления. Особенное внимание уде-
ляется контролю за соблюдением трудовых и социаль-
ных прав национальных и расовых меньшинств.
45
Стили управления в организации
Стиль управления – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций.
Авторитарный стиль руководства
(автократический, директивный, административный).
Авторитарное руководство характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль свойственен решительным, властным, волевым людям, жестким по отношению к окружающим.Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.
Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему.
- Природа и определение понятия лидерства
- Инф технологии , экспертные системы в системе уп
- Понятие лидерства на основе ситуационных теорий
- Место кадровых подразделений в системе управления фирмой (зарубежные модели и отечественная практика)
- Современные системы мотивации
- Формирование структуры спроса на рынке труда.Структурный дисбаланс на рынке труда
- Принципы воздействия на мотивацию людей
- Классификация конфликтных ситуаций в организации.Роль менеджера в случае возникновения конфликтной ситуации
- Рынок труда и его виды
- Кадровый аудит.Особенности его проведения.
- Управление компетенцией предприятия
- Принципы и правила планирования времени. Основы самоменеджмента
- Кадровое планирование на предприятии
- Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
- Имидж организации и методы его формирования
- Должностная инструкция. Личностная спецификация (профессиограмма)
- Автоматизация основных процессов уп
- Подбор кандидатов.
- Правовые основы уп
- Методы отбора сотрудников
- Трудовой договор (контракт) и его структура Трудовой договор — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливающий их взаимные права и обязанности.
- Качественная система деловой оценки работ-
- Кадровая политика.Сущность и формирование.
- Особенности применения психологического тестирования и интервью при отборе персонала
- Технология управления персоналом
- 65 Лет. Здесь человек начинает всерьез задумывать-
- Организационная структура управления.Должностные инструкции
- Управление служебно-профессиональным продвижением персонала в организации
- Демократический стиль руководства (коллегиальный).
- Ключевой принцип модели компетенций №2 - Предоставление информации
- Ключевой принцип модели компетенций №3 - Создание релевантных компетенций
- Лидерство и власть
- Влияние факторов внешней и внутренней среды организации на формирование кадровой политики