Лидерство и власть
Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Лидерами становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамкам'1 каких-либо полномочий и структур. Руководитель является лидером совершенно независимо от формальной должности в иерархии
Власть — это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не подчинены, например, это работники других подразделений и организаций, клиенты. Кроме того, большинство работников в современных организациях не будет полностью подчиняться всем приказа только потому, что они отданы начальником.
48
Особенности УП на каждой стадии жизненного цикла организации
49
Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации
Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель, но и член группы. При этом группа оказывает на него огромное влияние.
Группа - это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Итак, люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него. Группа - это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.
В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:
формальные;
неформальные.
Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.
Первейшей функцией по отношению к организации в целом является выполнение конкретных задач и достижение определенных, конкретных целей.
Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп.
Они в некотором роде организованы схожим с формальными организациями роде - у них есть своя иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших организациях так же имеются неписаные правила называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальные организации создаются по заранее задуманному плану. Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.
Основные причины вступления в неформальную группу.
1. Принадлежность.
Социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе - является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение, самоутверждение. Групповая динамика активизирует существующие потребности человека, создает новые и одновременно является источником (средой) их удовлетворения.
2. Помощь.
Подчиненные с большим желанием обратятся за помощью к коллегам, чем к непосредственному руководителю, даже если трудности возникли при решении производственных задач.
3. Защита.
Объединение происходит достаточно часто при возникновении какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты личных или групповых интересов.
4. Общение.
В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. 5. Симпатии, дружеское общение.
Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности.
Менеджера не может не интересовать состояние взаимодействия в группе, потому что от этого зависит эффективность управления. Так как зачастую неформальные отношения играют большую роль, чем формальные, менеджер должен знать законы групповой динамики и способы влияния на развитие неформальных взаимодействий. Это влияние должно быть целенаправленным.
50
- Природа и определение понятия лидерства
- Инф технологии , экспертные системы в системе уп
- Понятие лидерства на основе ситуационных теорий
- Место кадровых подразделений в системе управления фирмой (зарубежные модели и отечественная практика)
- Современные системы мотивации
- Формирование структуры спроса на рынке труда.Структурный дисбаланс на рынке труда
- Принципы воздействия на мотивацию людей
- Классификация конфликтных ситуаций в организации.Роль менеджера в случае возникновения конфликтной ситуации
- Рынок труда и его виды
- Кадровый аудит.Особенности его проведения.
- Управление компетенцией предприятия
- Принципы и правила планирования времени. Основы самоменеджмента
- Кадровое планирование на предприятии
- Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом
- Имидж организации и методы его формирования
- Должностная инструкция. Личностная спецификация (профессиограмма)
- Автоматизация основных процессов уп
- Подбор кандидатов.
- Правовые основы уп
- Методы отбора сотрудников
- Трудовой договор (контракт) и его структура Трудовой договор — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливающий их взаимные права и обязанности.
- Качественная система деловой оценки работ-
- Кадровая политика.Сущность и формирование.
- Особенности применения психологического тестирования и интервью при отборе персонала
- Технология управления персоналом
- 65 Лет. Здесь человек начинает всерьез задумывать-
- Организационная структура управления.Должностные инструкции
- Управление служебно-профессиональным продвижением персонала в организации
- Демократический стиль руководства (коллегиальный).
- Ключевой принцип модели компетенций №2 - Предоставление информации
- Ключевой принцип модели компетенций №3 - Создание релевантных компетенций
- Лидерство и власть
- Влияние факторов внешней и внутренней среды организации на формирование кадровой политики