28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.
Абсолютное увеличение прибыли предприятий не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
В числе экономических показателей эффективности предпринимательской! деятельности используются показатели рентабельности.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на произволство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность может исчисляться по-разному. На протяжении последних 25 лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств). Применяется для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия.
Формула:
где Р – уровень рентабельности производства, %;
П – валовая прибыль предприятия, руб.;
ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
НОС – среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, руб.
Высокий уровень рентабельности можно объяснить ростом объема производства продукции, а главным образом - инфляционным ростом цен на реализуемую продукцию, что и обусловило получение больших сумм прибыли при относительно невысоких размерах основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этойпродукции.
Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.
Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.
Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и харастеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
и
где Р – рентабельность продукции, %;
П – валовая прибыль предприятия, руб.;
Сn– полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Цп – объем реализованной продукции в соответственных ценах (за минусом налога на добавленную стоимость – НДС и акцизов), руб.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли.
К важнейшим факторам роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции.
Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от реализации по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
- 1. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента в организации. Основные принципы его организации.
- 2. Основные современные теоретические концепции финансового менеджмента и их применение в принятии финансовых решений.
- 3. Финансовая политика организаций в современных условиях.
- 4. Экономическая сущность и классификация капитала организации, стоимость капитала
- 5. Стоимость капитала и принципы ее оценки. Европейская и американская модели финансового рычага
- 6. Основные финансовые показатели деятельности организации, их оценка
- 7. Формы и способы привлечения капитала. Оптимизация структуры источников формирования капитала организации.
- 8. Инвестиции, инвестиционная деятельность организации.
- 9. Состав и структура денежного оборота организации. Виды денежных потоков и методы анализа и управления.
- 10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.
- 11. Источники формирования оборотных активов организации и методы управления ими.
- 12. Классификация ценных бумаг и методика расчета их доходности.
- 13.Формирование, планирование и использование выручки организации.
- 14.Методы планирования и прогнозирования денежных потоков предприятий.
- 15. Способы привлечения предприятиями средств с финансового рынка.
- 16. Организация контрольно-аналитической работы на предприятии и оценка ее эффективности
- 17. Источники финансирования инвестиций в основной капитал и их планирование.
- 18. Теория дивидендов и виды дивидендной политики. Порядок и формы выплаты дивидендов в рф.
- 19. Отечественные и зарубежные модели планирования и прогнозирования финансового состояния организации
- 20. Основные плановые финансовые документы в организациях: их характеристика, взаимосвязь и порядок разработки.
- 21. Оборотный капитал, его состав и структура. Методы управления оборотным капиталом организации
- 22. Финансовые риски организации: способы оценки и методы управления ими.
- 23. Состав и структура издержек организации. Планирование издержек в соответствии с законодательством.
- 24. Финансовые ресурсы организаций: их характеристика и структура, источники формирования.
- 25. Распределение и использование прибыли организации, методы максимизации чистой прибыли.
- 26. Собственные источники финансирования инвестиций в организациях. Амортизационная политика.
- 27. Инвестиционный проект: его сущность, основные характеристики и методы финансовой оценки.
- 28. Прибыль организации, ее формирование и использование. Методы планирования прибыли в организации.
- 29. Финансовый лизинг и его роль в деятельности предприятий. Лизинговые платежи.
- 30. Финансовый план организации: его содержание, порядок составления и методика расчета показателей.
- 31. Финансовая несостоятельность (банкротство): понятие, признаки, виды, процедуры.
- 32. Меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, предусмотренные фз «о несостоятельности (банкротстве)».
- 33. Виды, формы и методы финансового контроля.
- 34. Современная банковская система рф и перспективы ее развития до 2015 г.
- 35. Организационно-правовые формы, функции и принципы деятельности коммерческих банков. Банковские операции и сделки.
- 36. Основные инструменты денежно-кредитного регулирования экономики.
- 37. Центральный Банк России: его задачи, цели, функции и операции.
- 38. Инкассовая форма безналичных расчетов: сущность и схема документооборота.
- 39. Организация расчетов платежными поручениями и сфера их применения.
- Покупатель
- Поставщик
- Банк поставщика
- 40. Вексель, его обращение и использование в безналичных расчетах.
- 41. Классификация ссуд коммерческих банков. Основные способы их выдачи и погашения.
- 42. Организация кредитования банками потребительских нужд населения.
- 43. Кассовое обслуживание предприятий организаций и организаций банками.
- 44. Экономическая природа и классификация ценных бумаг, порядок их эмиссии и размещения.
- 45. Сущность и виды денежных систем. Характеристика денежной системы России.
- 46. Финансовая система России: структура, тенденции изменения и развития.
- 47. Финансы как экономическая категория, их сущность и функции.
- 48. Основные направления бюджетной политики рф.
- 49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.
- 50. Структура доходов и расходов федерального бюджета.
- 51. Бюджетная система рф и принципы ее построения.
- 52. Бюджетный процесс, его сущность и стадии бюджетного планирования.
- 53. Сущность и социально-экономическое назначение внебюджетных государственных фондов.
- 54. Государственный долг; понятие, виды, характеристика и методы управления.
- 55. Экономическое содержание налогов, их классификация и функции.
- 56. Основные принципы налогообложения в рф, права и обязанности налогоплательщиков.
- 57. Понятие и принципы бюджетного федерализма. Система трансфертов.
- 58. Социально-экономическая сущность страхования и его роль в рыночной экономике.
- 59. Развитие страхового рынка в России. Основные виды и формы страхования.
- 60. Понятие и классификация имущественного страхования.
- 61. Формы, виды и роль кредита в рыночной экономике