Содержание и назначение диагностики
От момента мысленного создания идеального образа, понимания необходимости его воплощения и достаточности того, чем мы располагаем, проходит большой промежуток времени, и часто достигнутый результат оказывается совсем не таким, которого мы ожидали. Организация бизнеса проходит по аналогичному сценарию:
возникновение идеи;
оценка текущего состояния для осуществления идеи;
формулировка цели и направлений развития;
составление плана достижения поставленных целей (стратегическое планирование);
оценка достаточности ресурсного потенциала и разработка мероприятий;
проверка и оценка достигнутых результатов.
Любая идея, какой бы привлекательной она ни была, должна быть экономически обоснованной, т.е. представлена более детально и подтверждена, с точки зрения ее целесообразности и реальности.
Для превращения идеи в бизнес-план следует определить внутренние и внешние благоприятные и негативные факторы, способствующие или мешающие осуществлению замысла. Прежде чем воплотить намерения в жизнь и достичь желаемых результатов бизнеса, важно оценить внутренние возможности предприятия понять, на чем основываются убеждения предстоящего успеха.
Отношения предприятия с внешней средой, как уже отмечалось ранее, динамичны, поэтому его ресурсы постоянно меняются в зависимости от спроса на продукцию и рабочую силу, состояния инвестиционной среды, успешной работы и неудач менеджеров, от других факторов и условий.
Для руководства предприятия, каждого потенциального партнера или инвестора важно знать насколько предприятие сможет противостоять изменению условий внешней среды и каков запас его прочности и потенциал, откуда проистекают угрозы и как их нейтрализовать, как можно усилить мощь предприятия и ликвидировать слабые стороны.
Первым этапом, и, по сути, залогом успеха компании является комплексная диагностика, которая призвана выявить и понять проблемы предприятия, его сильные и слабые стороны, место предприятия на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния предприятия как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и, в то же время, сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях.
Комплексная диагностика включает следующие виды анализа и оценок:
ситуационный анализ;
организационно-управленческий анализ;
финансово-экономический анализ;
производственно-хозяйственный;
анализ кадрового потенциала.
Ситуационный анализпредназначен для определения ситуации, в которой находится предприятие, т.е. определения места, занимаемого предприятием в общем экономическом пространстве, основных факторов, воздействующих на функционирование, а также его укрупненных характеристик в целом.
Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей диагностики – цели, направления, порядок и глубину исследований.
Результаты ситуационного анализа являются исходными данными для разработки стратегии развития фирмы, а также формирование целей и задач.
Ситуационный анализ включает: СВОТ-анализ, анализ стратегических позиций, сегментов рынка, конкуренции, позиционный анализ (табл.3).
Таблица 3
Схема ситуационного анализа
Направления анализа | Содержание | Источник информации |
SWOT-анализ | Выявление, анализ и оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз, исходя из состояния внешней среды | Информация о внешней среде, сведения о производственной структуре компании и пр. |
Анализ стратегической позиции | Выявление и анализ стратегических зон хозяйствования и стратегического портфеля в целом | Информация о внешней среде, производственные показатели деятельности фирмы, организационная структура |
Анализ сегментов рынка | Определение и анализ рыночных сегментов, на которых функционирует компания; анализ покупательского спроса | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
Анализ конкуренции | Определение и анализ видов и основных факторов конкуренции, конкретных конкурентов | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования) |
Позиционный анализ | Определение и анализ места, занимаемого фирмой, ее продукцией, отдельными торговыми марками и товарами по отношению к другим фирмам, торговым маркам и продуктам | Внешняя рыночная информация (маркетинговые исследования), анализ собственной продукции |
Наиболее важными элементами ситуационного анализа являются СВОТ-анализ и анализ стратегических позиций фирмы.
Организационно-управленческий анализ. Цель этого анализа – исследование текущего состояния системы управления предприятием. В результате организационно-управленческого анализа устанавливаются существующая система реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующая им информационно-технологическая модель функционирования предприятия (табл.4).
Таблица 4
Организационно-управленческий анализ
Направления анализа | Содержание | Источник информации |
Анализ системы целей компании и стратегий их достижения | Выявление и анализ миссии организации, целей и ограничений на их достижение; определение и анализ стратегий компании | Организационная документация, интервью, плановая документация, результаты стратегического анализа |
Анализ организационной структуры | Исследование существующих организационно-структурных единиц и их взаимосвязей | Организационная и другая документация, наблюдения, интервью, анкетирование |
Анализ процессов управления | Идентификация, моделирование и анализ процессов | Организационная документация, интервью, результаты анализа организационной структуры |
Анализ структуры информации | Анализ и структуризация информации, циркулирующей в компании | Документация компании |
Анализ организационной культуры | Исследование внутрифирменных символов, историй и церемоний | Наблюдения, организационная документация |
Финансово-экономический анализ– ориентирован на оценку финансового состояния, финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. В результате данного анализа выявляются направления и ограничения финансового развития, и формируется финансовая политика предприятия (табл.5.)
Таблица 5
Финансово-экономический анализ
Направление анализа | Содержание | Источник информации |
Анализ финансовых результатов деятельности компании | Анализ уровня, структуры и динамики прибыли как основного показателя, характеризующего результат (эффективность) деятельности компании; оценка факторов, ее определяющих | Отчет о прибылях и убытках |
Анализ потока денежных средств | Анализ источников и направлений использования денежных средств Оценка достаточности денежных средств для ведения текущей деятельности Оценка достаточности средств для ведения инвестиционной деятельности Оценка способности расплатиться по долгам | Отчет о движении денежных средств |
Анализ финансового состояния | Общая оценка финансового состояния Анализ финансовой устойчивости Анализ ликвидности баланса Анализ деловой активности и платежеспособности Анализ оборачиваемости запасов, кредиторской и дебиторской задолженности | Баланс компании, баланс в индексной и процентной формах |
Анализ эффективности деятельности | Динамика показателей прибыли, рентабельности и деловой активности на начало и конец анализируемого периода | Расчетные коэффициенты |
Анализ эффективности инвестиционных проектов | Оценка эффективности инвестиционных проектов компании | Расчетные коэффициенты |
Производственно-хозяйственный анализ. Цель этого анализа – оценить уровень эффективности применения на предприятии производственных ресурсов для производства и реализации продукции. На данном этапе, по сути, выявляется эффективность основной производственной деятельности, на которую ориентировано предприятие (табл.6).
Таблица 6
Производственно-хозяйственный анализ
Направление анализа | Содержание | Показатели |
Анализ использования основных фондов | Анализ размера, структуры основных фондов, динамики их развития Анализ оборачиваемости основных фондов Анализ эффективности использования основных фондов Анализ эффективности затрат по содержанию оборудования | Фондоотдача основных производственных фондов Фондоемкость Амортизацио-отдача Оборачиваемость основных производственных фондов |
Анализ использования материальных ресурсов | Определение обеспеченности материальными ресурсами Выявление дефицитных материалов Определение ритмичности, качества, комплектности поставок Расчет транспортных расходов Расчет потерь от замены материалов, простоя оборудования Оценка влияния снабжения на объем выпуска продукции и себестоимость | Материалоотдача Материалоемкость |
Анализ использования труда и заработной платы | Определение численности, динамики трудовых ресурсов Состав, структура, уровень квалификации Анализ влияния численности на динамику продукции Оценка производительности труда, ее динамики, определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, выявление резервов ее роста Выявление размеров и динамики средней заработной платы, ее доли в себестоимости, исследование темпов роста заработной платы Оценка резервов повышения эффективности использования фонда заработной платы | Производительность труда Доля заработной платы в стоимости продукции |
Анализ кадрового потенциала. Данный этап анализа должен дать ответ на вопрос способен ли коллектив предприятия работать эффективно и взаимосвязано по достижению целей, выявить резервы и возможность их реализации.
Комплексная диагностика предприятия позволяет составить «бизнес-портрет» предприятия, определить стратегии его развития, сформировать цели и задачи в соответствии с реальными результатами деятельности.
Каждая фирма, работающая в условиях рыночных отношений, стремится обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли.
Для этого она разрабатывает стратегию – долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям.
Стратегия–это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях.
Применительно к предприятию стратегия – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, предприятие определяет общие направления деятельности.
Стратегия – понятие многогранное. В качестве его характеристик можно привести следующие определения:
средство достижения конечного результата;
объединение всех частей организации в единое целое;
план действий;
реакция предприятия на изменения внешней среды;
позиция в окружающей среде;
результат анализа сильных и слабых сторон предприятия и определение возможностей и препятствий ее развития и т.д.
В условиях самостоятельности управления предприятием, нестабильности внешней среды стратегические решения могут иметь широкий спектр решений, касающихся номенклатуры и объемов производства, завоевания рынков, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития и других сфер деятельности.
Выбор стратегии имеет кардинальное значение для функционирования предприятия, так как может повлечь за собой долговременные необратимые последствия. Стратегические решения, как правило, выбираются из множества вариантов, тщательно взвешенных и продуманных. Все текущие решения должны опираться на стратегические установки. Это обеспечивает их обоснованность и последовательность. Каждое предприятие имеет свою стратегию действий. Принятые однажды решения и сделанные для их реализации действия обуславливают определенную инертность.
Вместе с тем, предприятие, а с ним и его стратегии постоянно развиваются. Не всегда удается все продумать и учесть на длительный период и затем долгое время жить без изменений. Непредсказуемый характер конкуренции, взлеты и падения цен, налоговое регулирование и другие события могут потребовать изменения стратегии. Поэтому стратегия предприятия должна постоянно корректироваться и должна сочетать в себе запланированную линию поведения, а также возможность реагирования на все планируемые новшества.
Анализ состояния предприятия предусматривает оценку того, насколько хорошо работает существующая стратегия. Для этого анализируются следующие параметры:
цели, задачи и общая стратегия;
сферы конкуренции предприятия;
функциональные стратегии;
последние действия по реализации стратегии: ценовая и рекламная политика, выход на новые рынки и т.п.
Обобщенными показателями успешности действующей стратегии могут быть:
увеличение или уменьшение доли рынка;
изменение рентабельности;
динамика объема чистой прибыли;
окупаемость капиталовложений;
сравнение темпов роста продаж и роста рынка в целом и др.
Если стратегия в целом успешна, это не означает, что нет необходимости вносить коррективы в ее отдельные элементы. Новые условия могут потребовать пересмотра некоторых функциональных стратегий, а в некоторых случаях и разработки новой стратегии. Ведь стратегия – это, прежде всего, реакция предприятия на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.
Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование (рис.8).
Стратегическое планирование–это набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи в решении задач развития предприятия.
Основную часть стратегического планирования составляет выбор стратегии и ее реализация.
Конкретная стратегия является инструментом делового развития, т.е. каждый тип стратегии делового развития имеет свою стратегию.
Основная роль стратегического планирования состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые закономерности работы предприятия.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.