Управленческие решения в менеджменте
В широком смысле «управленческое решение» можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, поступающую от управляющей системы к управляемой и подлежащую выполнению.
Можно выделить три связанных между собой аспекта управленческого решения.
Во-первых, управленческое решение – это вид деятельности, осуществляемый субъектом управления и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы субъекта управления, определенный этап процесса управления.
Во-вторых, управленческое решение – это вариант воздействия субъекта управления на объект. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой, формула воздействия субъекта управления на объект.
В-третьих, управленческое решение – это организационно-практическая деятельность менеджера, связанная с воплощением решения в жизнь.
Ответственность за принятие решений лежит на менеджерах. Руководитель не может принимать непродуманных решений, так как от этого, в конечном счете, пострадает руководимый коллектив. И чем выше уровень управления, тем большая ответственность лежит на руководителе.
Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям:
– реальность в исполнении, т.е. решение должно исходить из реально располагаемых ресурсов и времени, а также содержать механизм реализации. Если решение не отражает объективные закономерности развития организации и системы управления ею, то оно будет блокироваться либо отвергаться работниками;
– оперативность – решение должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития ситуации;
– экономичность и эффективность, т.е. цели должны быть достигнуты при минимальных затратах;
– полномочность – означает, что решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение. Превышение полномочий создает предпосылки невыполнения решения;
– непротиворечивость. Принимая решение, необходимо учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, а должно развивать и дополнять ранее принятые решения;
– своевременность принятия управленческого решения означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в организации не должно произойти необратимых процессов, делающих это решение ненужным;
– учет риска. Какой бы полной и достоверной ни была информация, решения, принимаемые менеджером, устремлены в будущее, которое всегда содержит элементы неопределенности.
Решения классифицируются по разным критериям и признакам:
Таблица 2 – Классификация управленческих решений
№ п/п | Критерии | Виды решений |
1 | 2 | 3 |
1 | По функциональному содержанию | Плановые Организационные Мотивирующие Контрольные |
2 | По сфере действия | Экономические Социальные Технические Технологические |
3 | По организации разработки | Единоличные Коллегиальные Коллективные |
4 | По характеру целей и периоду действия | Стратегические (2-5-10 лет) Тактические (полугодие – год) Оперативные (смена – сутки – неделя – месяц) |
5 | По иерархии управления | Решения высшего, среднего и нижнего уровней |
6 | По масштабу охвата объекта управления | Глобальные Локальные |
7 | По степени определенности реализации | В условиях определенности В условиях риска В условиях неопределенности |
8 | С точки зрения механизма (способа) принятия | Запрограммированные Незапрограммированные |
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте