logo search
Вопросы и ответы к аккредитации_Менеджмент

Управленческие решения в менеджменте

В широком смысле «управленческое решение» можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, поступающую от управляющей системы к управляемой и подлежащую выполнению.

Можно выделить три связанных между собой аспекта управленческого решения.

Во-первых, управленческое решение – это вид деятельности, осуществляемый субъектом управления и связанный с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы субъекта управления, определенный этап процесса управления.

Во-вторых, управленческое решение – это вариант воздействия субъекта управления на объект. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой, формула воздействия субъекта управления на объект.

В-третьих, управленческое решение – это организационно-практическая деятельность менеджера, связанная с воплощением решения в жизнь.

Ответственность за принятие решений лежит на менеджерах. Руководитель не может принимать непродуманных решений, так как от этого, в конечном счете, пострадает руководимый коллектив. И чем выше уровень управления, тем большая ответственность лежит на руководителе.

Управленческие решения должны удовлетворять определенным требованиям:

реальность в исполнении, т.е. решение должно исходить из реально располагаемых ресурсов и времени, а также содержать механизм реализации. Если решение не отражает объективные закономерности развития организации и системы управления ею, то оно будет блокироваться либо отвергаться работниками;

оперативность – решение должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени тех процессов, которыми управляют, с учетом возможных скоростей развития ситуации;

экономичность и эффективность, т.е. цели должны быть достигнуты при минимальных затратах;

полномочность – означает, что решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать именно это решение. Превышение полномочий создает предпосылки невыполнения решения;

непротиворечивость. Принимая решение, необходимо учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно, а должно развивать и дополнять ранее принятые решения;

своевременность принятия управленческого решения означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до принятия решения в организации не должно произойти необратимых процессов, делающих это решение ненужным;

учет риска. Какой бы полной и достоверной ни была информация, решения, принимаемые менеджером, устремлены в будущее, которое всегда содержит элементы неопределенности.

Решения классифицируются по разным критериям и признакам:

Таблица 2 – Классификация управленческих решений

п/п

Критерии

Виды решений

1

2

3

1

По функциональному содержанию

Плановые

Организационные

Мотивирующие

Контрольные

2

По сфере действия

Экономические

Социальные

Технические

Технологические

3

По организации разработки

Единоличные

Коллегиальные

Коллективные

4

По характеру целей и периоду действия

Стратегические (2-5-10 лет)

Тактические (полугодие – год)

Оперативные (смена – сутки – неделя – месяц)

5

По иерархии управления

Решения высшего, среднего и нижнего уровней

6

По масштабу охвата объекта управления

Глобальные

Локальные

7

По степени определенности реализации

В условиях определенности

В условиях риска

В условиях неопределенности

8

С точки зрения механизма (способа) принятия

Запрограммированные

Незапрограммированные