4.1. Содержание процесса создания и освоения
новой продукции
Рыночные условия предопределяют ускоренный процесс создания и освоения новой продукции. Все стадии жизненного цикла должны выполняться быстро, с минимальными потерями средств и времени, чтобы опередить конкурентов в борьбе за рынок сбыта.
Научные исследования выполняются как на предпроизводственной стадии - фундаментальные, поисковые и прикладные, - так и на стадии производства - производственные. Общим для них является их теоретический характер, теоретическая разработка и обоснование явлений, процессов, отдельных положений и выводов. Отличаются они главным образом целью, задачами и результатами.
Фундаментальные исследования дают новые знания; поисковые - изучают возможности создания новой техники, прикладные - показывают, как использовать новые знания и возможности при проектировании; производственные исследования дают рекомендации по решению частных вопросов, возникающих в связи с совершенствованием техники, технологии, организации производства. Такая группировка научно-исследовательских работ дает возможность решать проблемы управления и организации исследований, задачи сокращения цикла «исследование – производство», ускорения внедрения в производство научно-технических новшеств.
С целью ускорения разработки технической документации на завершающей стадии научно-исследовательских работ, направленных на создание новой техники, рекомендуется разрабатывать проект технического задания на опытно-конструкторские работы. На продукцию машиностроения важнейшего назначения создается аванпроект, который утверждается заказчиком или основным потребителем и разработчиком до начала разработки продукции. Он выполняется разработчиком с целью технико-экономического обоснования целесообразности проектирования продукции и путей ее создания, производства и эксплуатации.
Конструкторская подготовка производства проводится в ходе выполнения опытно-конструкторских работ. Параллельно-последовательно должны выполняться технологическая и организационная подготовки, связанны с освоением промышленного производства изделия.
В зависимости от сложности, объема и характера работ в выполнении научных исследований и проектно-конструкторских разработок могут принимать участие несколько организаций. В таком случае назначается организация - головной исполнитель, который координирует работу организаций - соисполнителей, согласовывает план работ, программу постановки на производство новой модели и комплектующих изделий. Комплексно-совмещенный метод организации процесса создания и освоения новой продукции позволяет значительно ускорить выпуск новых моделей.
Если работа заканчивается изготовлением установочной серии и подготовкой производства к серийному выпуску, то согласно действующим стандартам ОКР следует выполнять по форме «А». При завершении работы выпуском опытного образца ОКР нужно проводить по форме «Б». Проведение ОКР по форме «А» предполагает введение должности главного конструктора проекта, который руководит работой на всех стадиях, включая и постановку продукции на производство. Вводятся должности заместителей главного конструктора по технологии, на которые назначаются представители от организации - разработчика и предприятия - производителя, а также заместителя главного конструктора по освоению - от предприятия - производителя.
Выполнение опытно-конструкторских работ по форме «А» требует применения новой системы организации и планирования. Эффективным методом сквозного планирования является программно-целевое планирование.
Основанием для выполнения опытно-конструкторских работ в объединениях, концернах и предприятиях должны служить целевые комплексные программы и утвержденный тематический план работы предприятия. Исходным документом для выполнения ОКР является заявка предприятия - заказчика на разработку и освоения нового изделия. Конструкторская подготовка производства регламентирована документами ЕСКД. В отраслевых стандартах и руководящих материалах проводится содержание и порядок выполнения опытно-конструкторских работ и рекомендаций по организации постановки на производство новых изделий с учетом отраслевых особенностей. Предприятиям целесообразно разработать свои руководящие материалы, стандарты по созданию и освоению продукции, отражающих не только свои особенности, но и показывающих комплексно-совмещенный порядок выполнения работ по созданию и промышленному освоению новых моделей продукции на предприятии.
До освоения новых изделий выполняется технологическая подготовка производства (ТПП), которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску продукции необходимого качества при установленных сроках, объеме производства и затратах. Содержание ТПП и объем работ зависит от типа производства, конструкции и назначения изделия. Работа регламентируется государственными стандартами ЕСТПП, которая определяет порядок организации и управления ТПП, предусматривает разработку и широкое применение прогрессивных технологических процессов, использование унифицированной технологической оснастки и оборудования, средств механизации и автоматизации производственных процессов, инженерно-технических и организационно-управленческих работ [4].
Освоением производства новых изделий называется производственный процесс их изготовления, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования производства с целью выпуска новой продукции в заданном объеме, требуемого качества и достижение проектных экономических показателей.
При определении сущности и содержания освоения новых изделий следует исходить из того положения, что освоение является производственным процессом, начальным этапом выпуска новых изделий.
Сущность процесса освоения новой продукции отражает глубинные связи и отношения, возникающие в начальный период производства новых моделей продукции.
Содержанием освоения является упорядоченная совокупность элементов и явлений, образующих производственный процесс в этот период.
Следует различать техническое, производственное и экономическое освоение.
Под техническим освоением понимается производственный процесс, в течение которого производство выходит на проектный уровень технических показателей новой продукции. Проектные технические параметры новой модели должны быть достигнуты в опытном производство во время подготовки производства к серийному, массовому выпуску новой редукции. Однако техническое освоение иногда выполняется и при серийном производстве. В результате потребитель получает изделия низкого качества, несоответствующие техническим условиям.
Производственное освоение начинается с выпуска первых серийных образцов и заканчивается выходом производства на проектную мощность по количеству выпускаемых машин. В этот период происходит дооснащение производства для возрастающего объема выпуска продукции. Вводится новое оборудование, поступают в производство новые комплексы специальной оснастки, уточняются, закрепляются кооперированные связи с поставщиками материалов и комплектующих изделий и с потребителями возрастающего объема выпускаемой продукции. Закрепляются навыки выполнения операций основными рабочими, пополняются технические и организационные знания и опыт работы инженерно-технических работников.
Экономическое освоение новых изделий характеризуется постепенным снижением повышенных расходов трудовых, материальных и финансовых ресурсов, вызванных освоением, снижением себестоимости продукции, повышением производительности труда, рентабельности, эффективности производства. Заканчивается экономическое освоение достижением производством проектного уровня по основным экономическим показателям. На практике можно ориентироваться на динамику трудоемкости и себестоимости изделия.
Экономическое освоение, как и производственное, начинается с выпуска первых изделий. Экономические показатели отражают состояние и развитие процесса производства, доказывают степень готовности предприятия к началу освоения новой модели. Чем выше начальные значения трудоемкости, себестоимости продукции, чем больше крутизна кривой освоения и, естественно, более продолжителен период освоения, тем ниже качество выполнения ОКР, тем хуже предприятие подготовилось к переходу на выпуск новой модели.
Освоение можно считать законченным только тогда, когда производственные и экономические показатели достигнут проектного уровня. Первым показателем, характеризующим динамику экономического освоения, следует считать трудоемкость изделий. Он дает представление о приобретении рабочими необходимых навыков, о достаточной оснащенности рабочих мест [6].
Убедительно характеризует экономическое освоение показатель стоимости новых изделий. Выход на проектную величину затрат говорит об окончании освоения производства модели. Дополнительные сведения об экономическом освоении дает показатель рентабельности новой продукции. Динамика уровня рентабельности в период освоения должна контролироваться и анализироваться.
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14