logo search
287638_E3032_fomina_v_p_markova_n_s_istoriya_me

17Школа поведенческих наук. Теория д. Макгрегора

Школа поведенческих наук появилась в конце 50-х годов. Яркими представителями этой школы были Макгрегор и Маслоу. Их исследования способствовали возникновению в 60-х гг. особой управленческой функции, получившей название “управление персоналом”.

Главной целью этой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет лучшего использования ее трудовых ресурсов. Школа ставила перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда.

Дуглас Макгрегор (1906-1964) создал теорию «Х» и «У». В соответствии с этой теорией существуют два типа управления, которые отражают два типа работников или два типа отношения к работникам. Для организаций типа «Х» характерны следующие предпосылки: человек имеет унаследованную неприязнь к работе, старается ее избегать; человек работает только по принуждению, с помощью приказов, контроля и угроз наказания; человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность и имеет относительно низкие амбиции, желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «У» имеет следующие предпосылки: выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным; нежелание работать не является наследственным; человек может получать удовлетворение от своей деятельности; человек берет на себя ответственность за определенное вознаграждение; человек готов не только брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому.

Макгрегор подчеркивал, что людям присуща готовность использовать свой опыт, знания для решения проблем организации, однако современное индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа «У» гораздо эффективнее управления типа «Х». Задачей менеджеров является создание условий, при которых человек достигая целей организации, одновременно достигает и своих личных целей.