24. Информационное обеспечение процесса управления. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т. е. в информационном обеспечении.
Информационное обеспечение управленческой деятельности — это осуществление действии по предоставлению своевременной, достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.
Следует особо отметить, что значительная часть информации, используемой в управленческой деятельности, существуем в форме документов. Документационное обеспечение управленческой деятельности играет важнейшую роль в современных процессах управления, так как подавляющее число управленческих решений в настоящее время в обязательном порядке фиксируются на бумаге. Вместе с тем документационное обеспечение управления представляет собой отдельную и достаточно сложную отрасль современной науки и подробно рассматривается в специальной литературе. В рамках настоящего пособия мы будем рассматривать информационное обеспечение управленческой деятельности в свете использования современных информационных технологий.
Задачи информационного обеспечения процесса управления заключаются в следующем:
удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;
определение и отбор источников информации;
правильная интерпретация и систематизация полученных данных:
проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных;
исключение дублирования информации:
представление данных в едином и удобном для восприятия формате;
многократное использование полученной информации;
постоянное обновление данных.
Таким образом, информационное обеспечение является неотъемлемой частью любой управленческой
деятельности. С его помощью происходит распространение необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование в процессе принятия управленческих решений.
Для каждой функции управления задачами информационного обеспечения будут отличаться по составу и содержанию.
Информационное обеспечение функции планирования состоит в реализации следующих процедур:
сбор, обработка и анализ информации об имеющихся ресурсах (материальных, кадровых и пр.) для определения реальных плановых показателей и сроков исполнения планов:
документационное оформление планов и доведение их до исполнителей:
получение и анализ информации о ходе выполнения планов для организации дальнейшего планирования.
Информационное обеспечение функции календарно-планового руководства заключается в реализации следующих процедур:
сбор и анализ информации о ходе выполнения планов, состоянии плановых показателей и сроках исполнения;
сбор информации об условиях функционирования предприятия и их влиянии на ход выполнения плана;
доведение полученной информации до ответственных руководителей для принятия решения о необходимости корректировки их действий;
документационное оформление принятых решений и доведение их до исполнителей;
предоставление необходимой информации подразделениям и руководителям, осуществляющим планирование для возможной дальнейшей корректировки плановых показателей.
Информационное обеспечение функции оперативного управления включает в себя:
сбор и обработку информации о возникшей при работе проблемной ситуации и формулировку соответствующих задач;
сбор и обработку информации, необходимой для решения поставленных задач;
сбор и анализ информации об имеющихся ресурсах (материальных, кадровых, временных, информационных и пр.);
организационное и документационное оформление выбранного варианта решения;
доведение информации о принятом решении до конкретных исполнителей;
сбор информации о результатах реализации данного решения, анализ и доведение ее до заинтересованных руководителей.
Информационное обеспечение функции контроля состоит в выполнении следующих процедур:
сбор и анализ информации о выполнении соответствующих функций подразделениями и отдельными сотрудниками:
доведение полученной информации до руководителей, осуществляющих контроль за деятельностью данного подразделения или сотрудника;
документационное оформление принятых руководителем на основании полученной информации решений;
доведение данных решений до исполнителей;
предоставление необходимой информации подразделениям и руководителям, осуществляющим планирование и календарно-плановое руководство.
________________________________________________________________________________________
Мировые информационные ресурсы в широком смысле определяются мировыми информационными рынками, индустрией информационных технологий, глобальными информационными процессами и системами.
В узком смысле часто под мировыми информационными ресурсами понимают ресурсы глобальных информационных сетей.
Информационные ресурсы служат основой создания информационной продукции и оказания информационных услуг. Информационные продукты подчиняются естественному циклу: "создание-распространение-потребление". Несмотря на то, что информация физически не разрушается при потреблении и не исчезает, информационный ресурс переходит в новые формы знания. Он может служить основой деятельности, потребления или создания новых информационных ресурсов. Все это осуществляется в отрасли информационных технологий.
Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли в среднем на 10 процентов в год, при среднем темпе роста экономики 3-4 процента, что привело к увеличению доли отрасли в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста сохранятся и в течение ближайших лет.
Своим ростом отрасль обязана двум основным движущим факторам:
расширению применения ИТ - технологий в государственном управлении, бизнесе и в среде рядовых потребителей;
расширению передачи сторонним специализированным организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры (так называемый "ИТ-аутсорсинг").
Передача сторонним организациям части внутренних функций, связанных с использованием ИТ и ИТ-инфраструктуры вызвана дефицитом квалифицированных кадров на рынке, решением специальных задач, характерных только для данной организации, стремлением сокращения затраты.
Особенностью развития информационного рынка является постепенное уменьшение доли стоимости оборудования по отношению к программно-технологическому обеспечению и опережающий рост информационных услуг по отношению к сегменту программного обеспечения.
Кроме того, имеет место тенденция перемещения бизнеса из локальных рынков стран ОЭСР в офшорные зоны (в основном в страны с низкой стоимостью труда).
Уменьшение доли оборудования отражает снижение спроса потребителей на технику с улучшенными техническими характеристиками, поскольку ее добавочные преимущества незначительны с точки зрения большинства покупателей.
Увеличение доли услуг происходит и из-за возрастающей сложности ИТ-систем, что требует больших усилий и затрат на их установку, развитие и обслуживание, а также уникальных технических навыков персонала. Тенденция к привлечению сторонних организаций для выполнения функций, связанных с ИТ, также вносит свой вклад в опережающий рост сегмента услуг.
Особенности отрасли ИТ позволяют перенести в другие страны не только разработку программного обеспечения, но и поддержку продуктов, а также ряд вспомогательных процессов. Большое количество международных ИТ-компаний, начиная со второй половины 90-х годов, открыло свои подразделения в Индии и Китае и перенесло выполнение части функций или целые бизнес-процессы в эти подразделения.
Параллельно ИТ-компании развивающихся стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью удаленного доступа. Бесспорным лидером во всех сегментах офшора пока является Индия, с общим объемом ИТ-экспорта около 15 млрд. долларов в 2003 году. В последнее время на рынок вышли страны Восточной Европы, ориентированные на рынок ЕС, а также Китай, который в основном ориентирован на близлежащие страны (Японию, Южную Корею, Гонконг, Филиппины).
Развитие телекоммуникаций и многократное снижение стоимости передачи данных стало критическим фактором, обеспечивающим рост рынка экспортируемых услуг. Наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры по конкурентным ценам является необходимым фактором для того, чтобы страна могла претендовать на лидерские позиции на этом рынке.
Таким образом, отрасль ИТ трансформируется в сторону ориентации на ИТ-услуги, при этом значительная часть этих услуг будет оказываться из развивающихся стран.
Классификация информационных рынков и мировых информационных ресурсов использует следующие принципы:
- совокупность однородных услуг;
- совокупность однородных потребителей;
- отрасль знаний или наук;
- определенный вид информации;
- совокупность однородных средств коммуникации и/или обработки информации;
- общий регион;
- область конкурирующих за потребителя производителей.
Если использовать: укрупненные категории, то современный мировой информационный рынок можно быть поделен на следующие части :
- информация (базы данных и системы предоставления информационных ресурсов пользователям);
- электронные сделки (системы электронной торговли, дилинговые''' операции, банковские операции, биржевые и финансовые операции, продажа билетов и резервирование мест и пр.);
электронные коммуникации (электронная почта и передача данных)
аппаратура и информационные системы;
информационные технологии;
информационные услуги;
программное обеспечение.
- Корпоративные сайты, корпоративные порталы (кп).
- Как создаётся корпоративный сайт?
- Управление информационными рисками: система управления информационными рисками.
- Стратегии управления информационными рисками
- Влияние информационных и коммуникационных технологий на процесс управления организацией.
- Взаимосвязь элементов системы управления
- Принципы работы с информацией: поиск; обработка и организация хранения структурированной информации.
- Особенности глобального электронного рынка, сетей и Интернет-ресурсов, а также сообщества пользователей Интернет.
- 11. Использование корпоративных информационных систем в менеджменте: необходимость, проблемы, перспективы.
- 3) Интероперабельность прикладных систем
- 12. Информационные ресурсы органов власти. Категории видов информации.
- Сетевая инфраструктура им. Структура асу класса erp.
- Планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем erp II
- Информационные системы управления организацией, предприятием, технологическим процессом
- 16. Информационные продукты и услуги, их особенности и структура.
- 18. Инжиниринг бизнес процессов предприятия с использованием информационных технологий
- 1.7. Информационные технологии в бизнес-инжиниринге
- 19. Аппаратное и программное обеспечение информационного менеджмента. Информационные системы организаций.
- 20. Этапы внедрения корпоративных информационных систем в управление предприятием.
- 21.Составляющие им – электронная реклама, электронный маркетинг и др.
- I. Smm. Социальные медиа
- II. Контекстная реклама
- IV. Медийная реклама
- V. Pr в Интернете
- Участники информационного рынка, их характеристики. Сложившаяся структура взаимодействия участников информационного рынка.
- 24. Информационное обеспечение процесса управления. Мировой рынок информационных ресурсов и услуг
- 25.Основные положения процесса управления. Универсальная схема управления. Плановая траектория процесса управления.