Определение целей в бизнес-плане
В условиях рыночной экономики развитие предприятия должно осуществляться в рамках таких стратегий, которые обеспечат ему получение прибыли, устойчивое финансовое положение, а также конкурентоспособность в относительно длительном периоде. Это во многом зависит от типа стратегии и отражения их в планах фирмы.
На выбор стратегии оказывает влияние огромное число факторов: законодательная база, анализ поля деятельности фирмы, привлекательность отрасли и уровень конкуренции (рис.9).
Как уже отмечалось, стратегия – это комплекс целей и основных задач по их достижению.
Цели стратегии дифференцируются в зависимости от уровня стратегического плана. Различают цели следующих стратегических уровней:
миссия бизнеса (корпоративная стратегия);
деловой стратегии;
функциональных стратегий.
Миссия –это совокупность целей, во имя которых продукция предприятия производится в масштабах, адекватных потребностям рынка. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всех принимаемых в дальнейшем решении.
Конкретизация миссии осуществляется в деловой стратегии (стратегии бизнеса).
Деловая стратегиянацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции предприятия на рынке. Для нее характерны: своевременная реакция на изменения, происходящие в отрасли, в экономике и других значимых сферах; разработка конкурентоспособных мер, рыночных подходов, которые могут обеспечить преимущество перед конкурентами.
Деловая стратегия разрабатывается по трем направлениям:
решение вопроса о сфере с наибольшими шансами выигрыша в конкурентной борьбе;
разработка характеристик продукции, способных привлечь покупателей;
нейтрализация конкурентных мер противников.
Деловая стратегия и ее цели далее детализируются в функциональных стратегиях. Функциональные стратегииопределяются в области маркетинга, сбыта, производства, финансов, персонала в соответствии с целями деловой стратегии. Онипредусматривают определенные подходы, практические действия по обеспечению управления отдельными функциями.
Распространение сферы стратегического планирования на более низкие уровни управления способствует формированию в фирме совершенно нового предпринимательского подхода к хозяйственной деятельности.
Разработка функциональных стратегий подразумевает поиск таких решений в рамках данной функциональной области деятельности, которые бы обеспечили реализацию целей долгосрочного стратегического плана.
Деловая стратегия для более низких уровней стратегии превращается в цель, хотя на верхнем уровне она является средством.
Функциональные стратегии содержат в себе огромный резерв повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды, выявленных в процессе бизнес-диагностики, позволяет уточнить новые цели и задачи. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от стратегии развития хозяйственного портфеля. Это означает, что расширить свою деловую активность путем наращивания объема номенклатуры предприятие может лишь по следующим направлениям:
старой номенклатуры на старых рынках;
старой номенклатуры на новых рынках;
новой номенклатуры на старых рынках;
новой номенклатуры на новых рынках.
В зависимости от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания миссии, особенностей внешней среды и других факторов, каждая фирма формирует собственную систему целей.
Цели–это параметры деятельности предприятия, достижение которых обусловлено его миссией и на реализацию которых направлена его хозяйственная деятельность.
Задача –желаемый результат деятельности, достижимый в заданный интервал времени, характеризующийся набором количественных показателей или параметров. Задачи выступают в качестве целей для нижележащих уровней.
На любом предприятии складывается иерархия целей, которая представляет собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели (задачи) нижележащих уровней (рис.10). Цели различных уровней увязываются через количественные показатели, одновременно с их формированием и увязкой происходит их ранжирование и согласование ресурсов.
Правильно построенная система целей является своего рода каркасом, который связывает все цели в единое целое, направляет их на выполнение миссии предприятия.
Цели предприятия должны отвечать следующим требованиям:
должны быть достижимыми, конкретными и желательно измеримыми;
цели могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными;
множество целей должно быть взаимоподдерживающим.
В современной теории выделяют восемь сфер деятельности, где фирма определяет свои цели:
положение предприятия на рынке;
инновационная деятельность;
уровень производительности;
наличие производственных ресурсов;
степень стабильности;
система управления;
профессионализм персонала;
социальная ответственность.
.
Целями стратегического плана могут быть:
увеличение прибыли до…;
увеличение доли рынка до…;
снижение затрат на 1 продукции до…;
повышение качества продукции;
финансовая стабильность;
выход на новые рынки и др.
Таким образом, экономические задачи каждого подразделения и направления деятельности в бизнес-планировании вытекают из более общих целей, стоящих перед предприятием, а процесс планирования осуществляется «сверху вниз», от общего к частному.
Это означает, что установки планово-экономического характера в бизнес-плане разрабатываются исходя из перспектив развития предприятия. Реализация целей бизнес-плана на действующем предприятии представляет собой более низкий уровень постановки задач по сравнению с директивами развития предприятия в целом.
Для каждого раздела бизнес-плана выбирается своя стратегия, и определяются конкретные мероприятия по ее реализации. На основе стратегии разрабатывается бизнес-план конкретных мероприятий с их перечнем, сроком выполнения и конкретными исполнителями, т.е. для каждого раздела и стратегии по существу готовится свой мини-бизнес план.
Работу по формированию системы целей на предприятии следует выполнять в несколько этапов:
реструктуризация целей (по степени значимости, соподчиненности, временному признаку);
определение сильных и слабых сторон деятельности;
выявление степени угроз и слабых позиций предприятия;
выявление степени влияния сильных сторон деятельности предприятия, и использование потенциальных возможностей;
уточнение главной цели и ее количественное определение;
распределение целей других уровней по функциональным областям с определением количественной величины.
Разработку стратегии по каждой цели можно представить в виде схемы поэтапного осуществления:
Обследование возможностей рынка;
Сопоставление существующих возможностей и ресурсов фирмы с необходимыми ресурсами для успешной работы на рынке;
Определение дефицита по каждому виду ресурсов;
Формулирование задач по компенсации дефицита ресурсов;
Разработка мероприятий по реализации этих задач.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.