logo search
DO_ak_bizplan

Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана

Как уже отмечалось, основным методическим документом, определяющим состав, структуру и содержание бизнес-планов, разрабатываемых в Республике Беларусь, являются Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

Данный документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, систематизирует наиболее важные определения и понятия бизнес-планирования, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов.

В процессе разработки бизнес-планов могут использоваться различные методики и пособия, выбор которых сегодня достаточно широк.

Имеются различные типовые иностранные методики. Среди них наибольшую популярность получили: «Руководство по оценке эффективности инвестиций», подготовленные ООН по промышленному развитию (методология ЮНИДО) и его компьютерный вариант«Комфар».

При всем разнообразии методик в них соблюдаются определенные принципы построения бизнес-планов, состав разделов, которые различаются незначительно.

На какой методике, пособии остановиться – не принципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал ряд обязательных разделов, в которых анализируются конкретные аспекты; исходная и итоговая информация (показатели) была достоверна и базировалась на документальных источниках и расчетах.

В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана. Она включает:

1.Титульный лист;

2. Вводная часть (резюме);

3. Анализ положения дел в отрасли;

4. Сущность проекта;

5. План маркетинга;

6. Производственный план;

7. Организационный план;

8. Оценка рисков;

9. Финансовый план;

10. Приложения.

Предлагаемая структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана, объем, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений зависит от специфики проекта, которая обусловлена:

В таблице 2 приведены состав, наименования разделов, их цели для бизнес-планов, разрабатываемых за рубежом и в нашей практике. Как правило, в деталях они различны, но в принципе – одинаковы.

Таблица 2

Состав разделов бизнес-плана и их цели

Наименование раздела

Состав раздела

Цель

1

2

3

Резюме

Результаты и выводы бизнес-плана –предполагаемого проекта Новизна производства Новизна предполагаемой продукции Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов

Объективная оценка продукции, деятельности фирмы Анализ объема продаж и затрат Оценка риска, прибыли

Исходные данные и характеристика

Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории

Основание для анализа и расчетов

Прогноз конъюнктуры рынка

Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере

Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм

Стратегия маркетинга

Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители Рыночная конъюнктура Цены. Каналы сбыта Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели

Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей

Конкуренция

Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов

Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон

Товар (услуга)

Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса

Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции

Определение затрат

Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования

Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям

План производства

Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции

Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства

Организация работ и финансирования

Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов

Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений

Рынок сбыта

Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура

Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры

Определение доходов

Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции

Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п.

Финансовый план

Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности

Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения

Формирование потока чистых средств

План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п.

Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов

Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности

Расчетные показатели и их интерпретация, сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и др.

Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций

Страхование коммерческого риска

Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков Программа страхования и внешнего страхования от рисков

Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования

По объему, полноте изложения фактов бизнес-планы могут быть 3 видов:

1.Полный– содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы, хранится у руководителя и предъявляется ограниченному числу лиц.

Объем полного бизнес-плана может составлять порядка 100 страниц, длительность разработки – 3-5- месяцев, при численности группы разработчиков – 7-10 человек.

2.Достаточный(краткий) – содержит все разделы бизнес-плана по предлагаемому варианту и не обязательно включает подробные расчеты.

Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия. Объем такого бизнес-плана 30-50 страниц; при сроке разработки 1 месяц группой 2-3 человека.

Выступает как основа для переговоров с потенциальными партнерами, инвесторами.

3.В виде «резюме»(«проспект») – содержит краткие выводы по каждому разделу, без обоснования и расчетов.

Может содержать от 1 до 7 страниц с ответами без решений, имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы.

Как и любой другой плановый документ, бизнес-план разрабатывается с учетом принципов. Часть их уже была рассмотрена ранее, применительно к традиционному планированию. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа:

  1. Гибкости– приспособления первоначально разработанных планов к изменяющимся условиям (введение плановых резервов, применение эвентуального (на случай) планирования, альтернативных планов);

  2. Непрерывности– планирование должно иметь скользящий характер, по истечении части планового периода составляет обновленный план;

  3. Коммуникативности– взаимосвязь и взаимозависимость всех разделов, показателей;

  4. Интерактивности– творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов;

  5. Многовариантность расчетов;

  6. Адекватности– т.е. отражение реальных проблем;

  7. Участия– предусматривает вовлечение в процесс планирования всех участников, в том числе личное участие руководителя предприятия;

  8. Динамизма– необходимость постоянной корректировки, пополнения и обновления важной информацией, т.к. даже самый лучший бизнес-план может поменять смысл при изменении условий;

  9. Наглядности– система подачи текста должна быть четкой, логичной, последовательной.

Структура бизнес-плана и последовательность его разработки – не одно и то же. Т.е. нельзя утверждать, что существует некая линейная схема, а в ней позиции №1, №2 и т.д. Здравый смысл подсказывает, что это не так. Особенности систем, их функционирования, состояния дел приводит к появлению различных подходов, различных последовательностей разработки бизнес-планов. Для одних главное маркетинг, для других персонал, а для третьих – и то, и другое. Чаще бизнес-планы разрабатываются методом итераций, по нескольку раз возвращаясь к тому или иному разделу. Один из вариантов составления бизнес-планов приведен на рис. 7.

1 – принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 – анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию; 3 – выбор продукции или услуги, производство которых будет являться целью проекта; 4 – исследование рынка сбыта; 5 – прогноз объема сбыта; 6 – выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7,8 – разработка плана производства; 9 – разработка организационного плана; 10 – разработка юридической схемы; 11 – расчет издержек; 12 – решение вопросов страхования; 13 – разработка финансового плана; 14 – написание резюме к бизнес-плану.

Составлению бизнес-плана должны предшествовать следующие работы:

При составлении бизнес-плана используются статистическая, бухгалтерская и другая информация.

Бизнес-план обычно составляется на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости.

Бизнес-план разрабатывается в соответствии с приказом (распоряжением), издаваемым руководителем предприятия или заданием на разработку, если в качестве разработчика выступает привлеченная организация.

Этапы разработки бизнес-плана:

В процессе разработки бизнес-плана могут подготавливаться два или более альтернативных варианта с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных элементов. В этом случае следует проводить сравнительную характеристику вариантов бизнес планов. Содержание бизнес-плана должно отражать результаты единственного варианта, выбранного заказчиком для реализации.

Разработку бизнес плана следует осуществлять отдельными блоками, позволяющими комплектовать ту или иную структуру в зависимости от требований заказчика. Особые требования должны предъявляться к изложению материала, стилю написания бизнес-плана.

В зарубежной практике принято разработку бизнес-плана осуществлять с привлечением экспертов и консультантов. Для объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированными организациями.