logo search
ГОС наш вар

3 Распределительная и закупочная логистика: содержание, функции

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с наибольшей экономической эффективностью.

Функции:

  1. прогнозирование и планирование потребностей предприятия в материальных ресурсах, в т.ч. новых, не использовавшихся ранее;

  2. исследование рынка сырья и материалов, выбор надежных источников снабжения предприятия и оптимальных условий поставок ресурсов;

  3. организация и проведение закупок продукции, включая транспортировку и экспедирование;

  4. организация приемки, разгрузки, складирования материальных ресурсов;

  5. проведение анализа запасов исходных сырья, материалов, полуфабрикатов и затрат на их содержание, оптимизация запасов и политики закупки материальных ресурсов;

  6. организация, распределение и выдача материальных ресурсов в производство;

  7. информационное обеспечение закупки и хранения материальных ресурсов.

Принципы организации службы закупочной логистики на предприятии:

В процессе планирования закупок необходимо определить:

- какие материалы требуются;

- количество материалов, которые понадобятся для производства;

- возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;

- требуемые площади складских помещений;

- издержки на закупки;

- возможности организации производства материальных ресурсов на своем предприятии.

Закупки могут осуществляться следующими способами:

1. закупка товара одной партией

"+": простота оформления документов, повышенные торговые скидки;

"-": большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. регулярные закупки мелкими партиями

"+": ускоряется оборачиваемость капитала, т.к. товары оплачиваются по мере поступления каждой партии, экономия складских помещений

"-": вероятность заказа избыточного количества, необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3. получение товара по мере необходимости

"+": отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала.

4. закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка эпизодически используемых товаров или когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков.

"-": увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.

Распределительная логистика – замечается процессами управления материальными потоками при их движении от предприятия-производителя до конечного потребителя.

Распределение можно рассматривать с позиций микрологистики (в рамках одного экономического объекта) и макрологистики (материальные потоки между несколькими самостоятельными экономическими объектами). Основные логистические функции микрологистических систем – закупка, производство и сбыт. Задачи распределения на этом уровне решаются при организации сбыта. К ним относят следующие:

  1. стратегическое планирование процесса реализации продукции;

  2. формирование портфеля заказов;

  3. управление сбытом продукции в части незаказанной продукции;

  4. организация складского хозяйства и хранения продукции на складе готовой продукции;

  5. подготовка продукции к отгрузке;

  6. отгрузка продукции;

  7. разработка схем транспортировки и планирование использования транспортных средств;

  8. транспортировка и экспедирование продукции;

  9. послереализационное обслуживание.

На уровне макрологистики задачами распределения являются:

  1. формирование общей схемы распределения материального потока;

  2. размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов;

  3. организация транспортных потоков в распределительной сети.

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные логистическим каналом, или каналом распределения.

Канал распределения – совокупность организаций и лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю (множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей). Каналы различаются по уровню, который определяется количеством посредников между производителем и потребителями.

Канал нулевого уровня: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ → ПОТРЕБИТЕЛЬ

Канал пе6рвого уровня: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ → ПОСРЕДНИК → ПОТРЕБИТЕЛЬ

и т.д.

Виды посредников:

Дилер – работают от своего имени и за свой счет.

Дистрибьютор – работают от чужого имени и за свой счет.

Комиссионеры – работают от своего имени за чужой счет.

Агенты (брокеры) – работают от чужого имени за чужой счет.

Функции каналов распределения:

  1. проведение исследовательской работы по сбору и анализу информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

  2. стимулирование сбыта, в т.ч. путем создания и распространения информации о товарах;

  3. установление контактов с потенциальными покупателями;

  4. адаптация товара к требованиям конкретного покупателя;

  5. организация товародвижения, т.е. транспортировка и складирование продукции;

  6. финансирование движения товара по каналам распределения;

  7. принятие на себя рисков, связанных с функционированием каналов.

Различают горизонтальные и вертикальные каналы распределения.

Горизонтальные – независимые участники (производитель и один и более посредников).

Вертикальные – каналы, функционирующие как единая логистическая система. Один из участников принимает на себя интегрирующие функции, и взаимоотношения между участниками этой системы отличаются от отношений этих участников с внешними организациями.