logo search
Работа с группой

Как проводить упражнения

В каждом упражнении есть несколько целей — смысловых пластов: как упражнение вписывается в достижение основных целей всего курса, как оно обслуживает конкретную тему и какую конкретную цель (цели) оно преследует само по себе.

Интересно, что из одного и того же упражнения (при одних и тех же инструкциях) с помощью комментариев можно извлечь материал для обсуждения и осмысления весьма разных вещей.

Классический пример — упражнение «Слепой и поводырь»: здесь и ускоренное формирование группового пространства (тактильный контакт способствует), и выход на тему о доверии к окружающим, шире — к людям, шире — к миру. Здесь и возможность разбора стратегии поведения в обществе и мире и внутреннего отношения к людям, здесь же и поле для комментариев о взаимопонимании (если поспрашивать «слепого», как он все воспринимал и «поводыря» — чего он для «слепого» хотел — проявятся серьезные разночтения, и ведущий сможет говорить с группой о том, насколько безопасны и полезны намерения сделать «как лучше» кому-то, не спросив его) и т.д.

Наконец, упражнения можно разделить на:

— Содержательные — которые нам нужны для смысла и сути нашей работы (отработка навыка, обсуждение темы и т.д.) Если у нас группа про техники общения, и мы упражняемся в том, как знакомиться, это упражнение — по теме.

— Организационно-технические, позволяющие нам контролировать сиюминутное состояние группы. Люди устали, и мы проводим зарядку. Прыжки всякие. Зарядка как таковая ничего теме знакомства не добавляет, но позволяет группе работать дальше.

Мы встречали тренинги, где содержательные упражнения явно-грубо сменялись организационными. Обычно это делается тоньше. Построение занятия (последовательность работы) обычно учитывает потребности группового пространства-времени, но использует для этого возможности тех же самых упражнений, которые обслуживают и смысл.

К примеру, говорили, что дольше 20-30 минут в однотипной работе группе лучше не находиться. Однако, чем ближе к середине занятия, тем больше может быть это время: вначале участники еще не «вкатились», а ближе к концу — уже устают. Поэтому сложные игры, требующие большего времени, обычно организованы так, чтобы работа предлагалась по частям (то есть обеспечивались структурные перерывы) и требовала разнообразных действий.

Проводя упражнение, обязательно нужно связать его со всем предыдущим (в настройке) и с последующим (в комментариях или по итогам обсуждения).

Обычно выводы из одного эпизода групповой работы перетекают в настройку на следующий. Даже если формальной связи между ними нет, ведущий должен ее сделать— словами. Если ведущий по своим причинам не хочет показывать истинную связь, пусть он сделает другую. Единственное, чего нельзя, это погружать группу в пучину непонимания: как одно связано с другим и все вместе — с целями группы. Группе постоянно нужна (пусть и иллюзорная)видимостьлогической или хоть ассоциативной взаимосвязи всего происходящего.

 

Итого, что мы имеем:

На упражнение нужен настрой (иногда с демонстрацией, иногда голосом и поведением ведущего, иногда с закрыванием глаз участников и специальным трансовым текстом). И из упражнения нужен выход — завершающее осмысление (иногда так и просто убеждающе-внушающий текст ведущего). В занятии должна быть (естественная или с помощью увязывающих объяснений ведущего) связность, когда каждое последующее упражнение продолжает предыдущее и из него вытекает, а блок сменяет блок, подхватывая и развивая тематику. Моменты настроя и обсуждения-осмысления как раз и выступают обычно в роли связующих звеньев (помимо основной функции).

В этой связи особо нужно остановиться на том, как проводятся обсуждения и делаются выводы.