logo search
Пособие 2007 инновационный менеджмент

11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов

В процессе экспертизы инновационных проектов предприятия следует выяснить: коммерческий успех проектов, их инвестиционную привлекательность и финансовую состоятельность.

О коммерческом успехе инновационного проекта можно судить, если реализуемое нововведение конкурентоспособно, охраноспособно, и если доходы от него превышают затраты на его разработку и внедрение. Оценку конкурентоспособности нововведения следует проводить по техническим, экономическим и нормативным параметрам. При этом последовательно рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности.

Единичный показатель представляет собой отношение величины параметра анализируемого нововведения к величине параметра, требуемой потребителям. На основе единичных проводится подсчёт групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым нововведением и потребностью то есть, позволяют судить о степени её удовлетворения. Интегральный показатель определяется с учётом всех трёх групп параметров (технических, экономических и нормативных).

Существует три основных метода экспертизы инновационных проектов:

Описательный метод состоит в рассмотрении потенциальных воздействий результатов осуществляемых инновационных проектов на ситуацию на определенном рынке. Он позволяет учитывать взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием. Данный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.

Метод сравнений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование, с теми, кто его не получает.

Второе направление экспертизы инновационного проекта - оценка его инвестиционной привлекательности. Она связана с определением эффективности инвестиций, вложенных в проект и включает в себя ряд методов:

  1. метод расчёта чистого приведённого эффекта (NPV);

  2. метод расчёта индекса рентабельности инвестиций (PI);

  3. метод расчёта внутренней нормы рентабельности инвестиций (IRR);

  4. метод расчёта срока окупаемости инвестиций (PP) .

Нет необходимости останавливаться на указанных методах более подробно в силу их достаточной изученности и практического применения.

Заключительное направление экспертизы - финансовая оценка проекта. Она основывается на трёх формах отчётности: отчёт о прибыли и убытках; отчёт о движении денежных средств; балансовый отчёт активов и пассивов.

Итогом финансовой оценки должно стать составление балансового отчёта. На основании балансового отчёта рассчитываются показатели финансового состояния предприятия, позволяющие оценить его способность осуществлять данный инновационный проект: показатели ликвидности, привлечения заёмных средств, оборачиваемости капитала, прибыльности [9].

Таким образом, экспертиза инновационных проектов предприятия, различных по содержанию и по степени влияния на результаты деятельности предприятия, позволит определить наиболее перспективный из них, а, следовательно, и определить направление экономической диагностики инновационной деятельности предприятия.

Целью анализа (аудита) эффективности инновационных проектов является изучение механизма их разработки и определение отдачи вложенных инвестиций. Из этой цели вытекают следующие задачи анализа:

  1. Анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

  2. Анализ руководителей инновационных проектов, их команд;

  1. Анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

  2. Анализ финансового и материально-технического обеспече­ния инновационных проектов;

  3. Анализ качества нормативно-методического обеспечения;

  4. Анализ качества информационного обеспечения ИО;

  5. Анализ структуры портфеля новшеств.

Методы анализа инновационных проектов включают:

Одним их передовых методов анализа инновационных проектов является методика балльной оценки, разработанная в компании «Континентал групп».

Приведем пример определения эффективности инновационных проектов по данной методике.

Проекты по этой методике анализируются по 12 факто­рам, каждый из которых оценивается по 10-балльной шкале. Факторы разбиты на группы, характеризующие ком­мерческую привлекательность программы и соответствие программы возможностям организации, ограниченным ее ресурсами.

Потенциальная прибыль от продаж оценивается в 10 баллов, если в течение 5 лет коммерческих операций про­грамма генерирует 10 % дополнительной суммы продаж для организации, а ее проектируемая норма прибыли до выпла­ты налогов равняется 40 %.

Норма роста продаж оценивается в 10 баллов, если темп ожидаемого роста не ниже 10 % ежегодно.

Анализ конкуренции, включающий оценку способности конкурентов реагировать на данное новшество, эффектив­ности патентной защиты изобретения и технологической активности в отрасли (возможности замены устаревшей продукции новой в короткий период времени). Каждому из этих трех элементов придается значение от 1 до 3 баллов, их сумма не должна превышать 10 баллов.

Распределение риска. 10 баллов назначается в том слу­чае, если новая продукция рассчитана на сбыт в 4 - 5 значи­тельных рыночных сегментах. Таким образом измеряется потенциальное негативное влияние конкурента: в случае, если последний в состоянии развить выпуск новой продук­ции, организация должна иметь несколько вариантов, чем-то отличающихся видов продукции, либо форм маркетинга для ее сбыта на разных рынках.

Возможность структурной перестройки отрасли на ос­нове применения кардинального новшества. В случае боль­ших возможностей данному фактору назначается 10 баллов. Факторы, оценивающие политические, социальные, гео­графические и другие последствия программы. Назначается 5 баллов в случае негативных последствий и более 5 при позитивном влиянии программы.

Затраты капитала. Балльная оценка этого фактора тем ниже, чем выше затраты.

Внутренние маркетинговые возможности (способность собственных подразделений продвигать на рынок новую продукцию). Назначается 10 баллов при использовании только собственной сбытовой сети.

Внутренние производственные возможности подразуме­вают наличие в организации производственных мощностей, необходимых для освоения новой продукции, что ведет к сокращению времени ее коммерциализации и снижению капитальных затрат. Все это повышает вероятность коммер­ческого успеха и снижает риск. Назначается 10 баллов, если организация располагает необходимыми для реализа­ции программы производственными мощностями, требую­щими лишь небольшой модификации.

Эффективность научно-технической базы, объединяю­щей 5 функций: научную поддержку прикладных исследо­ваний и инженерных разработок; новые компоненты разви­тия, усиливающие преимущества фирмы, в частности фун­даментальные исследования; улучшение производимого продукта, поддержание его жизненного цикла, развитие производительных сил, поддерживающих производство; контроль качества; поддержку сбыта или услуги клиентам. Каждой функции назначается по 2 балла, если содержащие­ся в ней усилия соответствуют необходимым.

Соответствие сырьевой базы (использование отходов, контракты с несколькими снабженцами, работа по долгос­рочным контрактам и т.д.). Назначается 10 баллов, если обеспеченность сырьем застрахована от неожиданностей.

Наличие в корпорации творчески мыслящих управляю­щих, специалистов в области финансов, права, а также инициативных, творческих менеджеров. Назначается 10 баллов при наличии в фирме специалистов высшего класса.

Названные факторы дают вместе 120 баллов. Опыт кор­порации «Континентал групп» показал, что те проек­ты, которые набирали 80 и более баллов, были успешными, а проекты набиравшие, 70 и менее баллов, успеха не имели.

Для проведения оценки портфеля инновационных проектов предприятия проводится ABC - анализ.

Данный анализ основан на делении определённой совокупности объектов на группы по удельному весу каждой из них, определённому по тому или иному выбранному показателю. Число групп может быть любым, но наибольшее распространение получило деление на три группы:

A - незначительное количество объектов с высоким уровнем удельного веса;

B - среднее количество объектов со средним уровнем удельного веса;

C - большое число объектов с незначительной величиной удельного веса.

Если в качестве оценочного показателя использовать выручку или прибыль от реализации инновационных проектов предприятия, то последовательность ABC - анализа будет следующей.

  1. 1. По каждому нововведению и традиционно выпускаемому на предприятии изделию(оказываемой услуге) определяется доля выручки или прибыли в общей сумме выручки или прибыли предприятия.

  2. 2. По уменьшению доли выручки или прибыли определяются нововведения и традиционно выпускаемые изделия (оказываемые услуги), доля выручки или прибыли которых в совокупности не мене 75  от общей (группа A), не менее 20  (группа B), не менее 5  (группа C).

Наиболее перспективными инновационными проектами будут считаться те, которые войдут в группу A.