logo search
диана введение

51. Информационные характеристики процесса управления.

Все необходимые для прогноза данные: все прошлое и будущее, включая любые формулировки целей и планы их реализации, вся среда бизнеса и вообще материальный мир существуют в виде описаний, т. е. в виде информации. Чем больше интервал времени T и связанный с ним прогноз (см. рисунок 1), тем лучше должен быть организован бизнес. Но тем труднее сделать точный прогноз, и тем более качественная информация для него требуется. Информационное поле бизнеса или его информационная сфера образуется из:

– правовой среды (законодательных и нормативных актов, постановлений правительства и прочих документов);

– отчетности по нормам правовой среды;

– специфичной информации бизнеса.

Эта последняя информация наиболее динамична и включает:

– субъекты, объекты и процессы бизнеса, представленные в информационном виде;

– нормативную, организационно-распорядительную и иную документационную базу организации;

– данные мониторинга бизнес-среды и собственной среды;

– аналитические данные (обзоры) и прогнозы состояния внешних и внутренних факторов влияния;

– накопленные и обобщенные практики (знания);

– стратегические и оперативные планы организации и решения по ним.

Качество информации, используемой для прогноза при принятии решений определяется не только количеством используемых данных, но и, в наибольшей степени, тем, как эти данные систематизированы и обобщены, насколько адекватно используемые понятия, теоретические построения и представления отражают материальный мир и среду бизнеса и организации. Поэтому надо говорить не просто о данных или информации, а о знаниях, помогающих рационально организовывать деятельность организации по достижению поставленных целей и решать различные проблемы, возникающие в процессе этой деятельности. Следовательно, главная проблема бизнеса в информационной сфере – это проблема накопления хорошего знания, являющегося единственной гарантией точности прогноза.

Основные требования к качеству информации и знаний иллюстрируются рисунком 2. Данные нижнего уровня пирамиды управления, накапливаясь и подвергаясь систематизации и обобщению, должны превращаться в отфильтрованную полезную информацию, а затем накапливаться в виде знаний и использоваться на всех уровнях иерархии управления.

С точки зрения возможностей по накоплению знаний можно выделить информационно опасные виды бизнеса. Приведем признаки, позволяющие отнести бизнес к информационно опасному виду:

– бизнес, требующий долговременных инвестиций. Здесь требуется очень долговременный прогноз, который сделать практически невозможно. Ситуация усугубляется, если инвестиции делаются в новое, слабо исследованное, направление;

– бизнес, реализующийся в сильно изменчивой среде. Основная сложность организации такого бизнеса состоит в накоплении знаний. Как следствие точный прогноз становится невозможен;

– краткосрочный (однократный) бизнес, требующий быстрого накопления знаний. Организаторы бизнеса, как правило, надеются на «удачу» и часто проигрывают;

– абсолютно новый вид бизнеса. Накопление знаний происходит в процессе развертывания бизнеса, осуществляемого путем инвестиций мелкими порциями. При этом часто оказывается необходимой модификация первоначально поставленной цели;

– бизнес «реального» времени – условия (среда) изменяются одновременно с возвратом инвестиций. Знания невозможно накопить вообще.

В настоящее время наблюдается существенное повышение роли информатики в бизнесе, что обусловлено информационными характеристиками современного бизнеса. Информационная составляющая бизнеса постоянно растет и этот рост ускоряется. Прежде всего, это резкое возрастание количества факторов, влияющих на успешность бизнеса, и их пространственно-временная распределенность. Стремление организаций учесть максимальное число этих факторов в условиях сокращения времени на принятие решений, приводящего к необходимости быстрой обработки большого количества информации требует использования соответствующих технических средств, компьютерных сетей и телекоммуникаций. Эти потребности и стремление к снижению издержек все более перемещают бизнес из материального мира в информационный. Но одновременно при сокращении времени на принятие решений затрудняется проверка достоверности информации, на которой эти решения должны быть основаны. Необходимость повышения точности прогноза и принимаемых решений сопровождается неполнотой, неточностью и несвоевременностью получаемых и используемых для него данных.