logo search
ГОС наш вар

9. Бизнес-планирование: задачи, методика разработки

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и в то же время – необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

К настоящему времени сложилась определенная структура бизнес-планов, которая (при некоторых непринципиальных вариациях) включает следующие разделы:

  1. Резюме.

  2. Продукция и услуги.

  3. Маркетинговые исследования.

  4. Характеристика предприятия.

  5. Производственный план и технико-экономические расчеты.

  6. Инвестиционный план.

  7. Организационный план.

  8. Финансовый план.

  9. Экономическая эффективность проекта.

  10. Оценка риска и обеспечения устойчивости проекта.

Бизнес-план имеет блочную структуру. Это позволяет разделы 2 – 7 разрабатывать параллельно (при наличии общей концепции бизнес-плана). Разделы 8 – 10 выполняются во вторую очередь. Последним пишется «Резюме».

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на краткосрочный и долгосрочный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Задачами бизнес-плана является: сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; выбрать ассортимент и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить производственные и непроизводственные издержки; определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.; оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей и т.д. Бизнес-план выполняет следующие основные функции, а именно: является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период; может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе; является инструментом добывания финансовых ресурсов; представляет собой инструмент реализации стратегии предприятия.

МАРКЕТИНГ