logo search
Пособие 2007 инновационный менеджмент

1.2. Нововведение – как объект инновационного

менеджмента

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод, которого означает «введение новаций». То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).

Впервые понятие «инновация» появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

В экономических исследованиях оно стало использоваться в начале XX века. В работе Й. Шумпетера «Теория экономического развития», выделяется пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно:

Им же в работе « Капитализм, социализм и демократия» (30-е годы) употребляется в экономике и термин «инновация». Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: «При­быль, по существу, является результатом выполнения новых комбина­ций ... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В литературе встречаются несколько подходов к определе­нию сущности нововведения. В одном случае нововведение - это ре­зультат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом - процесс введения новых из­делий, элементов, подходов, принципов и т.д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: нововведение и инновационный процесс, соот­ветствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу пере­носа новшества в сферу его применения.

Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению сущности нововведения предложил А.А. Кутейников, определяя его как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на дос­тижениях науки и техники. Отсюда, оно обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлет­ворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи иди технического ре­шения (научно-технической новизной).

Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над науч­но-технической. Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень ориги­нальности научно-технической идеи, составляющей принцип функцио­нирования или применимости того или иного новшества. Для него ва­жен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не но­вовведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования [16].

Согласно финансовому подходу, нововведения – процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Интересна точка зрения на сущность нововведения (инновации) одного из основоположников менеджмента как науки Питера Дракера. Инновация определяется им как специальный инструмент предпринима­теля для реализации потенциальных возможностей в бизнесе. Изучив опыт успешного инновационного предпринимательства, П. Дракер при­шел к выводу, что таких предпринимателей объединяет одна черта - стремление к созданию новых отличных от других ценностей и новых отличных от других способов удовлетворения потребностей.

П. Дракер выделяет семь источников инновационных возможнос­тей. Первые три находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источни­ками являются:

1. Неожиданный успех, неудача или какое либо собы­тие;

2. Несоответствие между объективной действительностью и ра­нее спрогнозированным ходом событий;

3. Потребности предприятия;

4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;

5. Демографические изменения;

6. Изменения в восприятии и настрое;

7. Новое знание, как научное, так и ненаучное [20].

Наиболее удачное определение инноваций, отражено в коллективной работе под ред. Ю.В. Шленова [24]. Согласно авторам под инновацией следует понимать прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, управленческих, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера.

Не следует смешивать понятия «открытие», «изобретение», и «нововведение» (инновация). Отличия состоят в следующем:

В связи с существующими различиями терминологических трактовок инновации и инновационная деятельность не рассматриваются как самостоятельные объекты бухгалтерского и управленческого учета в отечественной учетно-аналитической практике. Их общепринятым аналогом выступает понятие «научно-технической продукции», целью которой является получение, распространение и применение нового опыта и новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических и социальных проблем. В ее состав, как правило, включают законченные научные исследования и разработки, новые фундаментальные знания и оказание научно-технических услуг. Однако непосредственно продукт научно-технической деятельности не становится товаром, реализуемым на рынке, а выступает как новшество, которое превращается в инновацию после его коммерциализации.

Однако при различной трактовке понятий в одном мнения ученых совпали, инновации характеризуют собой изменения, а если быть более точными - эволюционное развитие производственно-хозяйственной деятельности и экономического прогресса в целом. В этом определении подчеркивается тот факт, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы и стадии.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов применения требуют разработки их классификации. Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков.

По типу нововведения классифицируются на:

  1. Продуктовые (product innovation) - новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда).

  2. Процессные (process innovation) – новые процессы, которые делятся на:

2.1 Технологические (technological innovation) - новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;

2.2 Управленческие (managerial innovation) – новые методы организации работ и управления производством [18].

По инновационному потенциалу нововведения делятся на:

По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:

По источнику возникновения нововведения классифицируются на:

По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся на:

По форме новшеств:

Классификация инноваций во многом определяет содержание инновационной деятельности и влияет на проявление тех или иных характеристик инновационной деятельности. В табл.1.1 приведены отличительные особенности инновационной деятельности в зависимости от типа реализуемых новшеств.

Таблица 1.1

Общие и особенные черты инновационной деятельности в зависимости от реализуемых инноваций

Виды инновационной деятельности

Содержание инновационной деятельности по видам инноваций

Продуктовые

Технологические

Организационно-управленческие

Маркетинг

Предварительное исследование, зондирование рынка, адаптация продукта к различным рынкам сбыта, рекламная компания

Анализ социально-технических противоречий в результате изменения положения, статуса, привычек, отношений групп работников и адаптация новшества к потребностям и способностям персонала предприятия

Научные исследования и разработки

Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования

Технологическое оснащение и организация производства

Приобретение и внесение изменений в производственное оборудование и средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование, для выполнения технологического процесса; развитие и изменения в процедурах производства и контроля качества продукции

Обучение и мотивация персонала.

Приобретение программного обеспечения

Приобретение технологий в разукомплектованном виде

Приобретение научно-технических достижений в виде патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезный моделей, прав на патенты; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий); услуг технологического содержания

Приобретение консалтинговых организационно – управленческих услуг

Приобретение технологий в укомплектованном виде

Приобретение машин, оборудования, «информационных технологий» по своему технологическому содержанию связанных с внедрением инноваций

Проектирование

Подготовка планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов

Коллективная подготовка и реализация программы изменений

Освоение инновационной продукции

Внесение изменений в технологические процессы и продукты; обучение, подготовка и переквалификация персонала для работы по новым технологиям и на новом оборудовании