logo search
Пособие 2007 инновационный менеджмент

7.3. Инновационные игры: сущность и особенности

применения

Специфика условий жизнедеятельности каждой организации требует серьезной модификации средств и методов принятия соответствующих управленческих решений, адекватных сложившимся условиям функционирования и развития. Это, в свою очередь, требует поиска и разработки таких научно-методических и теоретических средств, которые могли бы послужить основой построения искомого средства изучения организации и воздействия на неё. Вся эта работа должна осуществляться в рамках инновационного подхода, рассматриваемого как принципиальная методологическая ориентация исследовательской и практической деятельности на обновление, развитие организаций, как принцип, руководящий общей стратегией этой работы.

Одной из наиболее эффективных технологий решения указанных задач является проведение инновационных деловых игр.

Инновационная деловая игра представляет собой метод исследования и развития организации, специальный вид социальной технологии, включающий программы решения проблем, исследования и развития участников и всей организации в целом.

Специфика социальной технологии, в отличие от науки, состоит в смещении акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?», ориентируясь на решение проблем, а не только на их исследование. Игра ориентирована на объединение людей для выработки новых для данной организации (отрасли) решений. Участники обучаются новым способам деятельности и мышления, групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике, умению ориентироваться в нестандартных (инновационных) ситуациях, овладевают соответствующими средствами и умением их использовать. Инновационная игра завершает цикл наших работ в области выработки средств совершенствования и развития системы управления и организации в целом.

Инновационные игры нашли свое применение на практике для решения самых разнообразных вопросов:

1) оптимизация организационных и управленческих структур;

2) решение вопросов взаимодействия различных подструктур внутри организации;

3) разработка новых схем ведения бизнеса;

4) создание и вывод на рынок нового бренда;

5) создание новых структурных подразделений;

6) психологическое сопровождение реструктуризации;

7) оптимизация взаимодействия внутри дилерской сети;

8) аудит персонала и формирование управленческого резерва.

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр. К числу особенностей инновационных деловых игр относятся:

Инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством рабочего процесса (групповой работы) - вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников и самой этой деятельности.

Содержание инновационных игр как метода развития организации проявляется в нескольких аспектах:

1. Как процесс применения некоей рациональной системы к разнообразным предметам во время теоретической и практической деятельности субъекта;

2. Как система правил или приемов, выработанных для познания и практики;

3. Как конкретное средство достижения новых результатов в материальном производстве.

Рассматривая с указанных позиций инновационную игру, можно сказать, что данный метод своим объективным основанием имеет знание о природе социальной организации и человеческого поведения в ней. Это основание отразилось в структуре проведения игры, уровень сложности которой определяется уровнем сложности предмета, к которому она применяется.

Организация проведения игры включает ряд последовательных этапов:

1. Подготовка к игре. С заказчиком (руководителем организации) уточняются задачи, стоящей перед игрой; составляется списка участников (по группам); определяется дата и длительность игры; готовится приказ с указанием ответственных лиц.

1.1. Анализ исходного состояния объекта:

проведение диагностического обследования специфики протекания процессов;

изучение нововведений в данной организации;

подготовка информации для решения задачи;

замер исходного состояния и ориентации будущих участников.

1.2. Подготовка материально-технической базы игры:

планирование помещения и места проведения;

обеспечение транспортом;

обеспечение питанием;

техническое обеспечение;

методическое обеспечение (анкеты, бланки).

1.3. Подготовка участников игры:

индивидуальная работа;

информационное совещание.

1.4. Подготовка организаторов игры:

информационная подготовка (вхождение в проблемную ситуацию, изучение документов, анализ перспектив развития ситуации, моделирование поведения участников;

методическая подготовка (овладение методами и техникой проведения групповой работы, обучения участников, тренинга, рекреации);

рефлексивный тренинг (моделирование и проигрывание ситуаций содержательного столкновения с различными стратегиями участников, овладение методами и техникой регулирования групповых конфликтов, игровой режиссуры);

социально-психологическая подготовка (тренинг психологической устойчивости организаторов в ситуациях групповой деятельности высокой интенсивности, тренинг эффективных техник взаимодействия организаторов в игре, создание консолидированной группы организаторов).

2. Проведение деловой игры:

2.1. Введение в игру:

организационная часть;

введение в игру (вступительная беседа ведущего);

разминка по Тавистокской модели (предоставление участникам самим определить технологию и организационные формы решения задачи).

2.2. Групповая работа:

уточнение задачи и целей;

формулирование (переформулирование) проблемы;

поиск решения на материале событий в группе;

объективация технологий поиска решений;

освоение новых средств;

выработка новых средств и их использование.

2.3. Тренинг сенситивности; инновационный тренинг.

2.4. Рекреация: релаксация (расслабление, отдых); активация (возбуждение творческой активности).

2.5. Межгрупповая дискуссия: доклад групп; вопросы на понимание; критика и выступления членов другой группы; подведение итогов дискуссии штабной группой.

2.6. Клуб (психологически раскрепощенное общение по интересам).

3. Завершение игры.

3.1. Выведение из игры.

3.2. Обработка и анализ результатов: социологических и психологических; содержательных (по проблемам); игровых.

3.3. Подготовка результирующих документов: для заказчика; для участников; для организаторов игры.

4. Постигровая фаза.

4.1 Создание инициативной группы по доведению результатов игры до уровня распорядительных документов;

4.2. Контрольный замер эффективности игры.

Субъектами инновационных игр являются:

1) заказчики, для которых наиболее важны выработка решений, проектирование и моделирование их внедрения;

2) участники, которые преследуют цель овладеть новыми средствами и методами работы на предприятии или в организации;

3) исследователи, которые проводят исследования изучаемого объекта, пользуясь игрой как особым инструментом;

4) организаторы игры, призванные создавать психологические и организационные условия для построения конструктивных отношений между всеми участниками игры; ориентирующиеся на постоянное обогащение и развитие всей системы целей в игре.

Процедура проведения игры состоит в следующем:

1. Игра проводится в течение трех-пяти дней. Режим работы - 12 часов.

2. Количество участников — не менее 18 человек.

3. Игру лучше всего проводить в обстановке, изолированной от города и производства.

4. Процесс игры включает обсуждение в группах и пленарные заседания. Задача пленарных заседаний: согласование подходов, наработанных в группах и продвижение их к конечной цели. Все игротехники специально обучены, имеют опыт групповой работы.

Для проведения инновационной игры должна быть создана высокоинтегрированная группа организаторов, прошедшая полный курс подготовки и обучения. Неподготовленным лицам проведение инновационных игр должно быть запрещено. Инновационные игры должны организовываться вне привычных производственных и бытовых условий. В противном случае создание необходимого игрового пространства оказывается практически невозможным. Группы участников должны подбираться из работников, затронутых решаемой проблемой и, желательно, находящихся в конфликте, либо, не имеющих возможности самостоятельно наладить необходимое для работы эффективное взаимодействие.

Преимущества использования инновационных деловых игр состоят в следующем:

создание оптимальных условий для согласования различных интересов участвующих сторон;

получение результата за ограниченное время;

эффективная организация процесса группового анализа, что обеспечивает качественный общий результат и, вместе с тем, каждый участник имеет возможность познакомиться и овладеть новыми приемами работы;

коллективное пошаговое согласование позиций формирует у участников приверженность выработанным решениям, что обеспечивает реальное их выполнение за счет эмоционального отношения к ним;

формирует у участников игры навыки эффективной совместной работы и выработки групповых решений, что может быть использовано ими в последующей реальной деятельности на местах.