5.4. Методы исследования рынка.
Маркетинговые исследования (МИ)- вид сбора информации, которая необходима для решения неожиданно возникшей проблемы в очень короткий срок.
МИ позволяют получить след. данные:
- выявление емкости рынка
- определение характеристик потребителей
- получение информации о конкурентах
- прогнозирование спроса и его эластичности
- оценка всех видов рисков (особенно – финансовых)
- оценка эффективности рекламной кампании
- оценка лояльности потребителей к торговой марке и т.д.
Этапы проведения маркетинговых исследований.
Определение проблемы (определение предмета, объекта, метода исследования). Объектом может быть: регион, определенный круг потребителей, маркетинговая среда, поведение конкурентов, конкретное предприятие. Предмет исследования – субъект маркетингового действия, т.е. то, что лежит в основе поставленной проблемы (конкретный товар, услуга, имидж предприятия).
Разработка концепции исследования (плана исследования).
- выбор метода проведения МИ;
- определение типа требуемой информации и источников ее получения (потребители, дистрибьюторы, продавцы, поставщики)
- определение методов сбора необходимых данных (наблюдение, опрос, эксперимент, экспертная оценка, панель);
- разработка форм для сбора данных (определение шкал, по которым будет вестись исследование - например, «рейтинг – шкала» - по 5-ти бальной шкале)
Реализация плана исследований (сбор и анализ данных)
Интерпретация полученных результатов, доведение их до руководства – предоставление отчета о проведенном исследовании с выводами и соответствующими рекомендациями.
Методы проведения исследований:
опрос
экспертная оценка
экспериментальные методы
анализ документов
Обычно используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой ситуации полевых исследований (наблюдение, опрос, эксперимент, панель, экспертная оценка).
Под вторичными данными, применяемыми при кабинетных исследованиях, понимаются данные, собранные ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Для проведения кабинетных исследований используется внешняя и внутренняя информация.
Внутренние источники:
- планы производства и НИОКР
- маркетинговая информационная система (МИС).
МИС – совокупность людей, оборудования, методических приемов, предназначенная для поиска, классификации, хранения и передачи информации с целью совершенствования планирования дальнейшее деятельности предприятия.
Составляющие МИС:
- финансовая документация предприятия;
- отчеты о сбыте по разным регионам;
- отчеты по разным ассортиментным группам;
- отчеты о текущих издержках;
- отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях;
- база данных клиентов;
- рекламации клиентов;
- письма клиентов (с положительными эмоциями).
Внешние источники:
- данные международных организаций
- законы
- указы
- постановления государственных органов
- выступления государственных, общественных и политических деятелей
- данные официальной статистики, периодической печати
- результаты научных исследований (Всероссийский научно – исследовательский институт конъюнктуры и спроса)и т.д.
- отчеты Российской Ассоциации Маркетологов.
А также:
- посещение специализированных выставок, ярмарок
- совещания
- конференции
- презентации
- дни открытых дверей
- коммерческие базы и банки данных.
Подробнее о методах исследований.
Наблюдение – исследование реакции потребителей. Оно бывает явным (открытым) и скрытым (видеозапись). Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают. Однако присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых (погрешность в результатах – неправдивость), поэтому надо стремится свести его к минимуму. Это требование удовлетворяет скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают.
«+»: не надо опрашивать – напрягать людей.
Опрос – может быть письменный и устный, при этом также может быть формализованный (заранее заготовленная анкета, подготовлены вопросы для интервью) и неформализованный (вопросы, сценарий не прописан; поручают очень опытным маркетологам – психологам, которые способны расспросить исследуемого как можно подробнее, при этом сохраняя чувства у опрашиваемого полного комфорта и ощущения непринужденной беседы).
Эксперимент– исследование влияния одного или нескольких факторов на другие. (манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли).
Выделяют два вида экспериментов: полевые и лабораторные (кабинетные). Полевые проводятся в реальных условиях: магазинах, на дому у потребителей и тд. Полевые эксперименты известны как «пробный маркетинг». Цель полевых экспериментов: определить потенциальный объем продаж нового продукта и определить эффективность применения отдельных элементов комплекса маркетинга при реализации нового продукта (цена, свойства продукта, места продажи).
Лабораторные - проводятся в определенных искусственных условиях с целью исключить влияние побочных факторов. Применяют различные средства: гальванометры, аудиометры (лояльность к музыке) и др.
Экспертная оценка – проводится мозговой штурм среди опытных маркетологов, финансистов, экономистов, психологов, специалистов в области права и др. – экспертов, которые на основе предположений о состоянии рынка, возможного уровня спроса на товар, реакции потребителей на товар, предлагают варианты развития предприятия, предлагают те или иные варианты продвижения товара, позиционирования товара. Или «Метод Дельфи», который предусматривает проведение экспертного опроса среди тех же специалистов, но только в несколько туров. Суть в том, что проводится опрос с помощью вопросника, в котором участники опроса не только высказывают точку зрения на данный вопрос, но и обосновывают свой ответ. А в каждом из последующих туров опроса участникам выдается новая и уточненная информация по высказанным мнениям, которая образуется в результате расчета совпадения точек по ранее выполненным этапам работы. Этот процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении повышения совпадения точек зрения не становится незначительным. Это один из наилучших методов использования суждений экспертов.
Панель – повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени (должно оплачиваться – стимулирование участников панели).При этом должна быть постоянна: тема исследования (для чего) и совокупность элементов исследования. Панельными исследованиями занимаются специализированные маркетинговые институты, консалтинговые фирмы.
Членами панели могут быть: отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые остаются, по возможности, постоянными.
Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными разовыми: он дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений.
Виды панелей:
Торговая – проводятся исследования по торговым предприятиям и отдельным лицам, занимающимся торговлей. Собирается информация о размерах сбыта, о динамике сбыта, о средних запасах, об объемах закупок. Для предприятия эта информация позволяет проанализировать и сравнить сбытовые политики конкурентов со своей, позволяет посмотреть успешно или неуспешно внедряются и закрепляются новые продукты на рынке, проанализировать работу сбытовых служб.
Потребительская – ее членами выступают: потребители, семьи и домашние хозяйства. Можно выяснить примерные объемы закупок каждой семьи, долю тех или иных товаров в общем объеме семейного бюджета, предпочтительные цены, виды упаковок, приверженность марке.
Также панели делятся на специализированные (созданы для изучения отдельных товаров и товарных групп), и общие – нет определенной выборки из населений.
Но существуют определенные «-» панелей:
- смертность панели – физическая и моральная (надоедают исследования).
- наблюдается постепенно эффект влияния: потребительское поведение меняется (фактор давления со стороны исследователей).
- Экономика предприятия
- Предприятие – объект и субъект предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предприятий.
- Современные формы интеграции предприятий.
- Основные фонды: понятие, классификации, показатели эффективности использования.
- 4. Оборотные средства: состав, показатели оборачиваемости.
- Показатели оборачиваемости ос
- 5. Амортизация основных средств, способы начисления амортизационных сумм.
- 6. Пути улучшения использования производственных фондов предприятия.
- 7. Понятие и классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 8. Особенности формирования себестоимости в металлургическом производстве.
- Цели и методы ценообразования. Виды цен.
- 10. Формирование и распределение прибыли предприятия.
- 1. Доходы и расходы от различных видов деятельности
- 2. Операционные доходы и расходы
- 11. Рентабельность и ее виды.
- 12. Финансы предприятия, их сущность и функции.
- 13. Финансовые отношения предприятия.
- Менеджмент
- Сущность и роль менеджмента на предприятии
- Сущность и роль менеджмента.
- 2.2 Понятие организации в менеджменте, классификация организаций
- 2.3 Миссия и цели организации
- 2.4 Управленческое решение. Подходы к принятию решений. Этапы решения проблем.
- 2.5 Стили руководства и их эффективность
- 2.6 Роль и функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности
- Функции менеджера в организации. Факторы успешной деятельности.
- 2.7 Сущность мотивации деятельности. Основные теории мотивации
- Прогнозирование
- 1. Сущность стратегического управления
- 2. Формирование стратегических целей организации
- 3. Планирование конкурентной стратегии предприятия
- 4. Наступательные и оборонительные стратегии
- 5. Выбор стратегии предприятия и факторы его определяющие
- 6. Методы прогнозирования
- 7. Математические методы в прогнозировании.
- 4. Планирование на предприятии
- 4.1. Общая концепция внутризаводского планирования в условиях рынка.
- 2. Система планов предприятия, их взаимосвязь.
- 3. Организация плановой работы на предприятии
- 5. Планирование производства и реализации продукции металлургического предприятия.
- Балансы производственных мощностей и их назначение
- 6 Методы планирования трудовых показателей. Содержание и задачи.
- 7. Методы планирования себестоимости продукции в металлургии.
- 8. Методы планирования прибыли и рентабельности
- 9. Бизнес-планирование: задачи, методика разработки
- 5.1. Маркетинговая среда предприятия: понятие, основные составляющие
- 5.2. Жизненный цикл товара, задачи маркетинга на отдельных этапах жизненного цикла.
- 5.3. Сегментирование рынка. Критерии выделения сегментов
- 5.4. Методы исследования рынка.
- 5. Оценка конкурентоспособности металлопродукции.
- 5.6. Позиционирование товара и конкурентное преимущество товара
- 5.7. Организация службы маркетинга на предприятии.
- Экономическая оценка инвестиций
- Эффективность и ее виды. Основные принципы оценки эффективности.
- 2. Понятие инвестиций, их классификация, источники финансирования.
- Жизненный цикл инвестиционного проекта и расчетный период
- 5. Виды инвестиционных рисков. Методы учета факторов риска.
- 1. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта.
- 2. Метод расчет уровней безубыточности.
- 3. Метод вариации параметров проекта.
- 4. Метод оценки ожидаемой эффективности проекта с учетом факторов неопределенности.
- Разработка мероприятий по предупреждению и снижения инвестиционного риска
- 7.1. Производительность труда: показатели, факторы и резервы роста.
- 7.2. Труд и его организация.
- Разделение и кооперация труда на предприятии. Организация рабочих мест
- 7.3. Нормы труда, их виды. Факторы, определяющие нормы труда.
- 7.4. Методы установления норм труда работникам предприятия
- 7.5. Варианты организации оплаты труда работникам предприятия.
- 7.6. Анализ организации и нормирования труда на предприятии.
- 7.7. Методы определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации и нормированию труда.
- 1. Рост производительности труда;
- 2. Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).
- 7. 8. Мотивация и стимулирование труда работников предприятия.
- Организация производства
- 1. Производственный процесс. Понятие и виды. Особенности производственных процессов в металлургии.
- 2. Принципы эффективности организации производства.
- 3. Специфика организации различных типов производства.
- 4. Способы организации производства: классификация, основные параметры.
- 5. Особенности организации производства на металлургических предприятиях.
- 6. Производственный цикл и экономическое значение его сокращения.
- 7. Особенности оп во вспомогательных и обслуживающих цехах.
- Анализ и диагностика фхд
- 1.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его сущность и роль в управлении производством
- 2.Диагностика финансово-хозяйственной деятельности и ее значение для предприятия
- 3.Виды экономического анализа, их классификация и характеристика
- 4.Методы факторного анализа на примере фондоотдачи, среднегодовой выработки
- Фондоотдача
- Среднегодовая выработка
- 5.Экономическая сущность и оценка потенциала предприятия
- 6.Анализ использования основных средств предприятия и направления совершенствования их использования
- 7.Анализ использования оборотных активов предприятия. Длительность финансового и операционных циклов
- 8.Анализ производительности труда
- 9.Анализ прибыли и рентабельности на предприятии
- 10.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
- 11.Комплексная оценка финансового состояния предприятия
- Логистика
- 1 Концепция и основные принципы логистического подхода
- 3 Распределительная и закупочная логистика: содержание, функции
- 4 Внутрипроизводственные логистические системы, варианты их функциональной организации
- 2. Налоговая система рф. Принципы ее построения, основные функции.
- 3 Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
- 4. Налог на прибыль организации, порядок его исчисления и уплаты.
- 5. Налог на имущество организации. Порядок его исчисления и уплаты.
- 6. Роль косвенных налогов в ценообразовании. Понятие и экономическая сущность акцизов.