Неопределенности6[3]
С конкретными заявлениями можно поспорить. Если вы скажете, что привычка перебивать окружающих неминуемо приведет к разводу, это может быть оспорено. Если же вы выскажетесь: «Мне кажется, такая манера вступать в разговор может привести к определенным неприятностям во взаимоотношениях с близкими», то с этим спорить гораздо труднее. И если вы продолжите потом: «И поэтому я бы предложил потренироваться прерывать себя и передавать слово партнеру», такое предложение смотрится более обоснованным: перед «поэтому» стояло неоспоренное утверждение. Люди в группе согласились с первым, и вот уже выполнить упражнение становится для них вполне логичным и вытекающим из предыдущего.
Как формируются неопределенности?
— Заменой действующего лица или предмета обсуждения неопределенным местоимением (кто-то, кое-что) или просто пропуском этой информации («Нас вынуждают». Кто — неясно. «Так будет лучше». Для кого? Лучше, чем что? Кто это сказал?).
— Использованием неконкретного глагола. «Дать пощечину» — это одно, «ударить» — другое, «оскорбить» — третье, «напроситься на неприятности» — четвертое. И так далее. Чем более неопределенный глагол, тем меньше конкретного смысла, и больше поля для домыслов.
А зачем нужны домыслы слушателей? Для того, чтобы они легче согласились. Со своими домыслами всегда легче согласиться.
— С помощью номинализации. Помните? Это перевод действия, процесса, в вещь, в существительное. Если я говорю, что испытываю сейчас сильное вдохновение, то как-то сами собой отпадают вопросы, кто меня вдохновил, на что, и как он это сделал?
Чем больше наша неопределенная речь похожа на осмысленную, тем большее влияние она имеет на слушателей в качестве аргумента, руководства к действию или совета.
«Мне кажется, тебе нужно с большим вниманием подойти к своим трудностям. И тогда ты сможешь увидеть ответ именно в той области, которую ты до сих пор не рассматривал, как источник помощи. Возможно, тебе будет нужно какое-то время, чтобы разобраться, но совершенно очевидно, что ты сможешь это сделать. Когда знаешь, где искать, найти не так уж и сложно, верно?».
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература