7.1. Методы планирования инноваций
Планирование представляет собой один из элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия. В процессе планирования осуществляется обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; установление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потребности в ресурсах и распределение их за исполнителями.
Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования подсистемы планирования в системе инновационного менеджмента:
1. Единство научно-технических, экономических, социальных задач развития состоит в том, что осуществление инновационной деятельности направлено на достижение определенных экономических результатов. Однако предприятие, как социально-экономическая система, должно обеспечить благоприятные социальные и психологические условия для эффективной творческой работы;
2. Принцип научной обоснованности планирования состоит в необходимости учета законов и тенденций научно-технического и экономического развития. Соблюдение данного принципа обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов;
3. Принцип доминирования стратегических альтернатив формируется, исходя из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их значимости для обеспечения конкурентоспособности инноваций;
4. Комплексность планирования проявляется в системной увязке разрабатываемых на предприятии планов и прогнозов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций условий единства и полноты охвата стадий и этапов инновационного процесса; элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности;
5. Принцип гибкости планирования инноваций означает требование динамической реакции плановых показателей на возникающие отклонения в ходе планирования или в условиях функционирования внешнего и внутреннего окружения.
Система планирования инноваций включает комплекс различных планов, которые разливаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования (рис. 7.1).
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
Период планирования Уровень планирования Предмет планирования Содержание планирования Цель планирования
Долгосрочное Организация в целом НИОКР Продуктово-тематическое Стратегическое
Более 5 лет Подразделение Производство
Объемно-календарное Тактическое
Среднесрочное
Отдельный проект Сбыт Оперативное
От 1 до 5 лет
Снабжение Производственное планирование
Краткосрочное Отдельный исполнитель
Персонал
До 1 года
Финансы
Рис. 7.1. Виды внутрифирменного планирования инноваций
Методы планирования инноваций можно классифицировать по следующим основным группам:
продуктово-тематическое планирование инноваций;
объемно-календарное планирование инноваций;
производственное планирование инноваций.
Продуктово-тематическое планирование составляет важнейший элемент системы внутрифирменного планирования инноваций на всех уровнях управления. Его задачи заключаются в определении направлений и пропорций в научно-техническом развитии предприятия, установлении тематики НИОКР, формировании структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции и осуществления всего комплекса инновационных мероприятий.
В самостоятельных НИИ и КБ продуктово-тематическое планирование представлено формированием тематического плана, содержащего перечень НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию принятой концепции перспективного развития предприятия.
В процессе тематического планирования осуществляется отбор важнейшей тематики, оценка ее эффективности и уровня качества планируемых результатов, определяются исполнители, сроки сметная стоимость выполнения работ. От качества и уровня обоснованности расчетов при формировании тематического плана предприятия зависят научно-технические и хозяйственные результаты его деятельности в текущем периоде и в перспективе [15,19].
С точки зрения содержания расчетов различают стратегическое и оперативное продуктово-тематическое планирование.
Стратегические планы формируют научную и продуктовую политику предприятия на долгосрочную перспективу, определяющую состав развиваемы научно-технических направлений, структуру рынков и характер поведения.
Оперативные продуктово-тематические планы, составляемые на годовой отрезок времени, обеспечивают реализацию стратегических решений и предусматривает формирование конкретного тематического плана НИОКР и производственной программы предприятия.
Выполнение заданий тематического плана обеспечивается в процессе объемно-календарного планирования (ОКП) путем последовательной детализации заданий и доведения их до исполнителей в научных и производственных подразделениях.
Календарное планирование имеет своей целью установление взаимосвязанных сроков начала и окончания работ по каждой теме с учетом имеющихся ресурсов.
В процессе достижения этой цели стадии календарного планирования решаются следующие основные задачи:
1) детализация заданий объемных планов путем установления состава и технологической последовательности выполнения работ по каждой теме;
2) составление календарных планов-графиков работ по выполнению каждой темы;
3) разработка сводных календарных планов работы подразделений и предприятия в целом;
4) составление календарных графиков работы отдельных исполнителей на планируемый период.
Выполнение расчетов по ОКП при решении рассмотренных задач осуществляется с учетом ряда принципиальных требований, предъявляемых к качеству их результатов:
1. Выполнение всей планируемой номенклатуры работ в соответствии с установленными директивными или согласованными с заказчиком договорными сроками завершения работ в целом или по отдельным этапам их проведения.
2. По возможности непрерывное проведение работ по каждому объекту проектируемой техники. Объемно-календарное планирование призвано, учитывая реально существующие условия ограниченности материальных и трудовых ресурсов, обеспечить такое распределение работ по исполнителям, которое бы полностью исключало перерывы в ходе проведения работ по темам.
3. Равномерная и полная загрузка исполнителей и оборудования по отрезкам планируемого периода. Оперативное планирование инноваций призвано обеспечить составление календарных графиков, в которых наряду с непрерывным проведением работ по многим темам предусматривалась бы равномерная загрузка всех исполнителей на протяжении всего планового периода.
Календарное планирование начинается с построения планов-графиков ведения работ по каждой теме. Называемые часто линейными графиками, они широко применяются в практике при проведении относительно несложных работ с небольшим количеством этапов, производимых преимущественно последовательно ограниченным составом исполнителей.
В рамках ОКП обеспечивается сбалансированное распределение объемов работ по подразделениям и исполнителям в соответствии с характером располагаемых ресурсов; установление согласованных сроков занятости работников; загрузка научного и производственного оборудования.
Выполнение объемных расчетов осуществляется в такой последовательности.
На первом этапе осуществляется распределение номенклатуры тематических заданий по отрезкам планируемого периода (месяцам и квартал года) на основе предварительно построенных укрупненных графиков проведения работ по отдельным темам.
На втором этапе производится распределение работ по подразделениям и закрепление их за исполнителями.
На третьем этапе производятся проверочные расчеты соответствия планируемых объемов работ по пропускной способности подразделений.
На четвертом этапе объемных расчетов подготавливаются мероприятия, необходимые для обеспечения сбалансированности планируемых объемов работ и пропускной способности подразделений. Если по итогам расчетов является излишек или дефицит кадров, то принимается решение о перераспределении численности работников или объемов работ между подразделениями или о реализации других мероприятий, обеспечивающих сбалансирование потребных и располагаемых ресурсов.
Производственное планирование инноваций связано с завершающими стадиями инновационных процессов, включающими изготовление опытных экземпляров изделий, проведение масштабных испытаний создаваемых образцов техники и технологии, отработку технической документации для производства инновационного продукта, направленного на удовлетворение имеющегося спроса.
Выполнение этого комплекса работ осуществляется опытно-экспериментальными производствами в виде самостоятельных предприятий или цехов и участков. Состав опытно-производственных работ предусматривается в каждом отдельном инновационном проекте. Производственное планирование инноваций имеет задачей распределение производственных работ по календарным отрезкам планируемого периода и закрепление их за определенными рабочими местами. К нему предъявляются требования равномерного и комплексного выполнения производственной программы опытных работ и возможно полного использования трудовых ресурсов и основных фондов предприятия.
Оперативно-производственное планирование осуществляется в три последовательных этапа.
Первый — объемное планирование сводится к расчету производственных программ предприятия, цехов и участков в соответствии с их производственными возможностями. Второй — календарное планирование заключается в построении календарных планов-графиков выполнения опытных работ. Третий — оперативное планирование сводится к доведению производственных заданий до рабочих мест, обеспечению учета, контроля и регулирования хода производства.
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14