logo
Менеджмент и

8.5. Планирование деятельности производственного отделения

В производственном отделении осуществляется тактическое и оперативное пла­нирование. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируются стратегическая концеп­ция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной кор­ректировке, поэтому его обычно именуют скользящим планом, или саморегули­рующимся планом.

Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка ры­чагов и инструментов воздействия на производственный процесс.

Показатели тактических и оперативных планов составляют основу для разра­ботки стратегического плана на высшем уровне управления.

Текущее планирование в рамках производственных отделений стало повседнев­ной работой всех его функциональных подразделений. Оно позволяет точнее опре­делить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимиза­цию производства и внедрение новой конкурентоспособной продукции.

В производственном отделении разрабатываются отдельно план производства, план реализации, план капиталовложений, финансовый план.

Финансовый план обобщает итоги трех других видов плана. Согласованность планов достигается через систему финансирования, распределения производствен­ных мощностей и персонала.

Во многих фирмах планирование ведется методом "от затрат к выпуску": снача­ла устанавливается, какими ресурсами может располагать фирма, а потом на основе этих данных определяется стратегия "продукт-рынок".

Современное производство в большинстве отраслей, особенно в тяжелой про­мышленности, - сложное и капиталоемкое; его развитие невозможно без текущего внутрифирменного планирования ряда важнейших параметров, что требует относи­тельно стабильных рыночных условий, в частности, цен.

Планирование тесно увязывает все звенья производственного процесса, в осо­бенности там, где производство основано на сборке готового продукта из огромного числа различных компонентов.

У каждой компании имеются свои специфические особенности планирования: по видам планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам разрабатываемых планов и др.

Планирование в промышленных фирмах нацелено не только на экономию мате­риальных ресурсов и снижение издержек производства, но главным образом на соз­дание широкого ассортимента продукции, учитывающего различные потребности покупателей.