logo
Менеджмент и

15.1. Системный подход к управлению производством

Системный подход - это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.

Системный подход является необходимым условием использования математиче­ских методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход - это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специ­фических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а следовательно, и организацию.

Каждая система имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управ­ление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реаги­ровать на различного рода воздействия.

Производственные объекты представляют собой сложные иерархические систе­мы, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем: пред­приятие, цех, производственный участок, участок "человек-машина".

Работы по организации и управлению производством состоят в проектировании и обеспечении функционирования систем. Они включают:

• установление характера взаимосвязи элементов системы (подсистем) и кана­лов, по которым осуществляются связи в пределах системы;

• создание условий согласованного развития элементов системы и достижения тех целей, для реализации которых она предназначена ;

• создание механизма, обеспечивающего это согласование;

• организационное построение органов управления, разработка методов и приемов управления системой.

Системный подход к управлению производством получил наибольшее распро­странение в СЩА и используется практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем (производственных отделений, предприятий), функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация под­систем, составляющих либо организационную структуру фирмы, либо производст­венную структуру.

Понятие "система" предполагает, что все входящие в нее подсистемы тесно между собой взаимоувязаны и имеют многообразные связи с внешней средой. Фирма рассмат­ривается как организация, представляющая собой комплекс взаимосвязанных элементов. При этом внутренняя структура организационной системы допускает относительную автономность подсистем, которые образуют иерархию подсистем.

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Для выражения сути системы используются различные средства: графические, матричные, математические, "дерево решений" и др. Каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.

Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построе­ния модели объекта управления - фирмы или предприятия. Эксперименты с моде­лью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить пути наиболее эффективного достижения общих целей.

Системный подход к управлению производством исходит из того, что разработ­ка планов диверсифицированного и децентрализованного производства подчиняется интересам взаимодействия производственных подразделений, составляющих произ­водственную (операционную) систему. Такой подход получил развитие благодаря использованию компьютерной техники и созданию централизованных информаци­онных систем.

Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Принятие управленческих решений - это выбор одного курса действия из альтернативных вариантов. Под управленческим

решением понимаются действия руководителя с целью выбора оптимального дейст­вия при наличии по крайней мере двух вариантов. Сложность выбора решений по­вышается по мере увеличения количества вариантов. Потребность в принятии ре­шений определяется наличием проблем в производственной и коммерческой дея­тельности фирмы.

Процесс принятия управленческих решений включает следующие этапы:

• анализ вариантов;

• оценка достижений и потерь по каждому варианту;

• оценка фактических результатов осуществляемых решений.

Принятию любого управленческого решения предшествует экономический ана­лиз, направленный на изучение вариантов. Критерием принятия решения является выбор наиболее экономичного варианта.

Повышение роли экономического анализа в принятии решений привело к ис­пользованию системного анализа, что было обусловлено коренными изменениями в управлении производством, а именно:

• переходом от текущего управления процессами к стратегическому, перспек­тивному;

• переходом от обособленных частных подсистем к комплексной системе;

• повышением гибкости и оперативности при освоении новых изделий, про­цессов, рынков;

• переходом от анализа отдельных случаев к систематическому анализу вари­антов решений;

• переходом от подсчета отдельных элементов эффективности к комплексной оценке всех факторов;

• применением текущего контроля на основе использования вычислительной техники и экономико-математических методов.

Важнейшим требованием к управлению стала подготовка и принятие рацио­нальных решений на основе экономического анализа с использованием компьютер­ной техники.

Рациональное решение (decision rational) - это выбор, подкрепленный результа­тами объективного анализа. В отличие от основанного на суждении рациональное решение не зависит от опыта, накопленного в прошлом.

Экономический анализ (economic analysis) - это многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности пред­приятия.

В процессе экономического анализа выявляются цели, устанавливаются их при­оритеты, взаимосвязи и противоречия. На основе целей ведется разработка страте­гий развития фирмы, производственного отделения, предприятия. Структура фир­мы рассматривается как производная от целей. Главное, что было внесено систем­ным подходом, - это обоснование необходимости гибкой организационной структу­ры» возможности ее программной перестройки.

Наиболее важным в этом направлении считается принцип проектной организа­ции, производства, который используется во многих крупнейших американских компаниях и японских компаниях,

Система производства по типу проектов (project conversion system) - это вид производственного процесса, в котором каждая единица продукции удикальна по своей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.

Проектная организация вводится на горизонтальном уровне управления фир­мой, пересекая традиционные вертикальные линии подчинения. При этом образует­ся матричная структура, которая предполагает возможность включения одного под­разделения (элемента) в сферу двух или нескольких подсистем.

В проектировании производственных систем выделяют три этапа:

• выявление и определение проблемы;

• построение модели;

• сбор и использование данных, которые позволят совершенствовать проект системы.

Мероприятия по проектированию систем управления в соответствии с выдвину­тыми целями по развитию новых организационных структур рассматриваются мно­гими крупными компаниями как часть перспективного планирования.

Системный подход предполагает тесную увязку целей с программами, планами и их реализацией. При этом решается главный вопрос о распределении и использо­вании ресурсов, что находит свое выражение в бюджете и финансовой отчетности и обеспечивает информацию, необходимую для рационального планирования произ­водства.

Системный подход неразрывно связан с развитием таких дисциплин, как кибер­нетика, системный анализ, исследования операций, теория решений. Их объединяет единая методология, связанная с понятием системы и объекта не как простой сум­мы составляющих его элементов, а как единого развивающегося целого.

Применительно к управлению в современных условиях получили развитие методы системного анализа исследования операций, синтетические методы внутрифирменного управления, к которым относятся: управление по целям, про­ектное управление, методы развития организации (изменение структуры, сис­тем, процедур и поведения фирмы).

Системный анализ. Системный анализ в управлении имеет целью дать лицам, принимающим решения, рекомендации по выбору целей и стратегии (с использованием математических методов), направленных на повышение эффективности производства. Системный анализ предполагает сравнение альтернативных курсов действий с точки зрения затрат и эффективности при достижении определенной цели. Обычно такое сравнение осу­ществляется в форме отыскания альтернативы, которая обеспечивает минимум за­трат на достижение некоторых заданных результатов или, наоборот, является по­пыткой привести к максимуму некоторый натуральный показатель результатов дея­тельности при наличии ограничений на затраты средств. Разработка таких оценок носит название анализа "стоимости-эффективности". Различные альтернативы проверяются посредством моделей, которые показывают, какие последствия можно ожидать, следуя каждой из альтернатив, а именно: каков уровень затрат и какова степень достижения каждой из поставленных целей. Затем используется критерий для взвешивания затрат по отношению к результатам, и таким образом альтернати­вы могут быть расположены в порядке их предпочтительности.

Процесс анализа включает:

• формулирование проблемы;

• отбор целей;

• составление альтернатив;

• сбор данных;

• построение моделей;

• взвешивание затрат по отношению к результатам. Процесс анализа разбивается на три стадии:

1) формулирование проблемы - выясняются исходные предпосылки, очерчива­ется сфера исследования, определяются элементы анализа;

2) исследование - сбор информации и разработка альтернатив;

3) оценка альтернатив.

Элементами анализа являются:

• цель (или цели) руководителя, принимающего решения. Это предполагает вы­явление степени фактического достижения цели при различных вариантах решения;

• альтернативы - это способы достижения целей, стратегии, при помощи ко­торых можно качественно и при минимальных затратах выполнить постав­ленные цели;

• затраты - ресурсы, которые могут быть использованы для достижения кон­кретных целей и не могут быть в дальнейшем использованы для других це­лей. Большинство затрат принимает денежное выражение и истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использо­вании ресурсов;

• модель (или модели) - это упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесно­го описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие за­траты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных ре­зультатов;

• критерий - это правило, в соответствии с которым альтернативы располага­ются в порядке их предпочтительности. Он обеспечивает средство для взве­шивания стоимости по отношению к эффективности;

В процессе системного анализа рассматривается проблема в целом в тех услови­ях, в которых она действительно возникает. Это предполагает:

• систематическое исследование целей, стоящих перед людьми, принимающи­ми решения, и отыскание обоснованного критерия оценки этих решений;

• сравнение (Количественное) затрат, эффективности, риска и сроков по каж­дому варианту стратегии достижения целей;

• попытку составить лучшие альтернативы и выбрать другие цели, если после проверки прежних целей в этом возникает необходимость.

Следует заметить, что идеи системного анализа о необходимости сравнения за­трат и конечных результатов не являются новыми. Они и раньше использовались управляющими при планировании производства. Новым является то, что систем­ный анализ представляет собой попытку рассматривать проблему в целом с акцен­том на ясность анализа, на количественные методы и на выявление неопределенно­сти. Новыми являются также схемы и модели, которые используются как для выяс­нения последствий различных решений, так и для предотвращения нерациональных действий в ситуации, где связи не могут быть адекватно выражены с помощью ма­тематической модели.

Вследствие усложнения производственного процесса, с одной стороны, и воздей­ствия внешних факторов, с другой-возрастает значение перспективного стратегиче­ского планирования. В связи с этим развитие методов системного анализа для обос­нования управленческих решений приобретает особое значение. Он предполагает использование единого подхода к выбору целей, поскольку при решении проблем управления выявляются множественность и противоречивость целей, подлежащих уточнению, и необходимость их ранжирования.

Множественность целей и их непостоянство вынуждают к поискам такой стра­тегии, которая обеспечивает удовлетворительную ( а не максимальную, так как это невозможно) степень достижения целей, при этом важнейшим условием является гибкость (адаптивность) организационной структуры фирмы.

Системный анализ в управлении обеспечивает всестороннюю оценку целесооб­разности новых вложений, комплексный учет факторов, совершенствование инфор­мационных потоков и гарантирует большую устойчивость системы, оптимизацию принятых решений.

В отличие от методов исследования операций методы системного анализа при­меняются для решения более широкого круга задач. В управлении, в условиях не­определенности, многие важные факторы не поддаются количественному выраже­нию и нет однозначного соответствия между поставленными целями и критериями эффективности возможных альтернативных вариантов решений. В ходе анализа для оценки различных решений вырабатываются сопоставимые критерии эффективно­сти вариантов.

Важнейшей задачей системного анализа является выработка структуры (структурирование) процесса принятия решений посредством тщательного изуче­ния всех существующих факторов, в том числе и интуитивных, которые воздейст­вуют на ситуацию.

Процедура системного анализа определяется следующими принципами:

• придерживаться определенности во всех аспектах анализа;

• определять цели;

• количественно оценить все ключевые факторы, относящиеся к решению по­ставленной задачи;

• определить экономические последствия каждой рассматриваемой альтерна­тивы.

Разграничение методов исследования операций и системного анализа имеет определенное методологическое значение.

Исследование операций предполагает изучение целенаправленных действий и процессов, поддающихся логико-математической формализации, что на практике непосредственно увязывается с количественными методами.

Основным инструментом исследования операций является модель. Математиче­ские "операционные" модели используются для решения широкого круга задач управления, которые объединяет наличие определенного критерия оптимальности. К наиболее часто встречающимся задачам подобного рода можно отнести составле­ние календарных планов выпуска продукции, задачи диспетчирования, транспорт­ные задачи, задачи управления запасами, эффективного распределения ресурсов.

Методами исследования операций являются планомерный подход, представле­ние функциональных отношений в виде математических моделей с целью получе­ния количественной основы для принятия решений.

Исследование операций имеет конечным результатом выбор оптимального ре­шения из заранее определенного круга альтернативных решений.

Таким образом, для исследования операций наиболее типичной является задача эффективного распределения ограниченных ресурсов при известных критериях эф­фективности, однозначно соответствующих поставленным целям. Модели исследо­вания операций позволяют совершенствовать управленческие решения главным образом в сфере оперативного управления (регулирования) производственной дея­тельностью. Компьютерное моделирование в современных условиях стало наиболее мощным средством в системе оперативного управления производством.

Методы исследования операций, в основном линейное программирование, дают большой экономический эффект в решении проблемы управления материальными потоками на уровне предприятия.

Понятие "системное управление" характеризует применение системного подхо­да как в качестве общей концепции управления, так и к использованию информа­ционно-вычислительных систем.

В американской литературе под системой применительно к фирме подразумева­ется такое сочетание ее составных частей и такая увязка в ней всех внутренних про­цессов, которые придают ей качества единого организма, необходимые для опти­мального достижения поставленных целей.

Важнейшим инструментом системного управления является компьютерная тех­ника. Применение ЭВМ, распространяя автоматизацию на область управления фирмой как организацией, позволяет информационно увязывать различные процес­сы деловой активности фирмы, а управление информационными потоками приоб­ретает первостепенное значение для современного производства.

Однако управленческие информационные системы нельзя отождествлять ни с информационной технологией, ни с ЭВМ. Эти системы значительно шире и вклю­чают такие связи и, отношения, как иерархия организационной структуры, распре­деление прав и ответственности, методы оценки эффективности работы отдельных подразделений и фирмы в целом.

Термин "целевое управление" служит для обозначения того, что в управлении фирмой используется методология системного подхода. Это, предполагает организа­цию деятельности фирмы на основе конечного целеполагания и комплексного пер­спективного планирования. Такое планирование требует обратных связей, которые не обеспечиваются только финансовыми показателями. Повышение эффективности планирования требует развития аналитических методов для качественно-количественного обоснования перспективных целей и усиления контроля за выпол­нением планов.

Основа применения системного подхода к управлению - информационная сис­тема, которая рассматривается как модель системы управления, поскольку инфор­мация является средством объединения элементов принятия решений/Применение ЭВМ в сфере оперативного управления производством имеет первостепенное значе­ние, поскольку основная информация может быть интерпретирована количественно. Однако возможности ЭВМ ограничены для решения проблем на высших уровнях управления, в вопросах координации различных функций и подразделении. При этом речь идет главным образом об ограничениях не технического, а социально-экономического порядка/Дело в том, что наряду с формальными связями в органи­зации всегда существуют неформальные связи, не отражаемые в организационной структуре.

Неформальная структура, состоящая из отношений между людьми, традиций, неписаных этических правил и норм, всегда жестче и труднее перестраивается, чем формальная.

Построение моделей с использованием компьютерной техники в современных условиях широко применяется для решения проблем оперативного управления на уровне отдельного предприятия или производственного отделения.

Довольно часто крупные компании уделяют большое вни­мание распределению участия аналитиков и менеджеров в процессе принятия ре­шений. При этом менеджеры должны точно формулировать свои потребности в анализе, а аналитики на основании этих потребностей должны строить модели, ис­ходя из реальных условий, требующих своевременных решений.

При системном подходе к управлению используются следующие понятия1:

• теория систем (systems theory) - это концепция, в соответствии с которой менеджеры должны рассматривать организацию как открытую систему взаи­мосвязанных частей, которая пытается достигнуть разнообразных целей в изменяющейся внешней среде;

• система (system) - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики цело­го. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамич­но взаимодействуют с внешней средой;

• система обратной связи (feedback system) - в управлении - любой механизм, обесценивающий получение данных о результатах, которые могут быть ис­пользованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана;

• ситуационный подход (contingency approach) - концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организа­ции (внутренние переменные) ив окружающей среде (внешние переменные);

• решение - выбор альтернативы;

• критерии для принятия решения (decision criteria) - нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения;

• цели в организации - конкретные конечные результаты, кото­рых стремится добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования;

• целевое управление - процесс, состоящий из че­тырех независимых этапов: выработка формулировки целей; разработка реа­листичных планов их достижения; систематический контроль и измерение качества работы и результатов; принятие корректирующих мер для достиже­ния планируемых результатов.

15.2. Управление операциями

Системный подход к управлению производством предполагает рассмотрение производственной деятельности фирмы и ее производственно-хозяйственных под­разделений как производственной системы, выполняющей операционные функции.

Операционная функция включает в себя те действия, в результате которых про­изводятся товары и услуги, поставляемые внешним потребителем.

Операция (operation) в производственном процессе имеет своим содержанием:

• целенаправленное изменение физических и химических свойств предметов труда;

• сборку или разъединение деталей или других предметов;

• подготовку предмета к другой технологической, транспортной или контроль­ной операции или хранению;

• планирование, калькуляцию, сообщение или получение информации.

Термины "операции" и "производство" взаимозаменяемы; Однако под производ­ством в основном понимается выпуск товаров и переработка сырья, тогда как тер­мин "операции" - шире, поскольку включает не только производство товаров, но и производство услуг.

Когда количество операций становится достаточно большим, возникает производ­ственная система, нуждающаяся в компетентном управлении. Управление производ­ственной системой предполагает, что при выборе решения принимаются в расчет все обстоятельства, относящиеся к конкретному вопросу, независимо от того, сколько структурных подразделений принимают в этом участие. При этом исходят из того, что все подразделения руководствуются общими целями, поставленными фирмой. Операционная функция Операционная функция включает конкретные виды дея­тельности, которые отличают одну фирму от другой.

Операционная система (operating system), охватывающая всю производственную деятельность фирмы, состоит из трех подсистем: перерабатывающей, обеспечивающей, планирования и контроля.

Перерабатывающая продсистема (conversion subsystem) - это подразделение фирмы, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию (изделия).

Подсистема обеспечения (support subsystem) - подразделение, которое непосред­ственно не связано с производством продукции, но выполняет функции, необходи­мые для работы перерабатывающей подсистемы (например, вычислительный центр, ремонтно-эксплуатационная служба).

Подсистема планирования и контроля (planning and control subsystem) - подраз­деление, которое получает информацию от перерабатывающей подсистемы о со­стоянии системы и незавершенном производстве. На основании комплексной ин­формации, полученной из внутренней и внешней среды, подсистема планирования и контроля принимает решение по перспективным целям и функциям перерабаты­вающей подсистемы.

Конкретные вопросы, подлежащие решению, обычно включают планирование производственных мощностей, диспетчеризацию, управление материально-техническими запасами, контроль качества.

Операционная функция включает следующие понятия:

• анализ производственных операций - определение результатов производственных заданий с целью повышения производительности труда;

• анализ операции:

1) изучение факторов, влияющих на выполнение операции: назначение операции; другие связанные с ней опера­ции; требования технического контроля; используемые материалы; способ транспортировки (перемещения) материалов; настройка и оснастка; сущест­вующие условия работы; применяемые методы;

2) система, применяемая при изучении основных факторов, влияющих на обычный метод выполнения данной операции;

• операционное время (process time) - время, необходимое для выполнения ус­тановленного комплекса последовательных действий или операций по отно­шению к единице продукции.

• карта анализа операции (operation-analysis chart) - документ, в котором пе­речисляются все основные факторы, влияющие на эффективность операции; используется для проверки хода анализа и обеспечения его полноты.

• пооперационная карта производственного процесса (operation-process chart) -графическое изображение поступления материалов в процесс и последова­тельности контрольных и технологических операций (за исключением опера­ций по транспортировке материалов). На карте может быть указана и другая информация, которую желательно проанализировать, например, время, необ­ходимое для выполнения операции, или местонахождение материала.

Управление производством не ограничивается рамками промышленной техноло­гии. Современное управление производством может быть распространено на систе­мы операций, необходимые как для создания материальных ценностей, так и для оказания услуг (производственного и потребительского назначения).

Эффективность операций. Эффективность операций оценивается путем деления рыночной стоимости произведенных системой выходов на общую величину затрат на входы. Рыночная стоимость выходов определяется:

• количеством единиц выходов (выпущенной продукции);

• соответствием ассортимента выпускаемой продукции или предоставляемых услуг существующему на них спросу;

• качеством выходов системы (продукции);

• своевременностью производства выхода (выпуска продукции) с учетом ха­рактера спроса и обязательств по доставке потребителям;

• гибкостью производственной системы при удовлетворении различных требо­ваний индивидуальных потребителей.

При анализе материальных затрат учитываются:

• цены, по которым приобретались материалы;

• затраты на хранение материалов в составе запасов до момента их использо­вания;

• стоимость заказа и стоимость поступивших материалов;

• размер издержек, возникших в результате недостатка материалов;

• дополнительные затраты из-за несоответствия качества поступивших мате­риалов.

При анализе трудовых затрат учитываются:

• затраты на оплату труда в нормальное рабочее время и в сверхурочное время;

• затраты на использование работников более высокой квалификации, чем со­ответствующая типу организации производства;

• дополнительные затраты, связанные с текучестью кадров и недостатками в работе персонала.

Эффективность операций зависит в большой степени от рационального взаимо­действия операционных функций и других функций управления производством: инженерной, маркетинга, финансов, трудовых ресурсов.

Инженерная функция обеспечивает проектирование новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Она получает от производства инфор­мацию обратной связи по проблемам, связанным с конструкцией изделий, и о воз­можностях усовершенствования системы.

В функцию маркетинга входит обеспечение надежного прогноза спроса и реаль­ных заказов клиентов на выходы операционной системы ( выпускаемую продук­цию); информация производства о претензиях потребителей по качеству продукции или срокам поставки; получение информации От производства о возможностях своевременного изготовления продукции для удовлетворения спроса потребителей.

Финансовая функция обеспечивает операционную функцию информацией об объеме капиталов, необходимых для расширения мощностей и поддержания теку­щего производства. В то же время она получает от операционных подразделений информацию о планах производства и развития, в частности, о наличии финансо­вых ресурсов для оплаты труда работников, расчетов с поставщиками. Финансовая функция обеспечивает также расчеты с покупателями, ведение учета наличных ма­териально-технических запасов, ведение финансовой отчетности.

Функция трудовых ресурсов - ответственность за найм и обучение кадров в опе­рационной системе. Операционные подразделения, в свою очередь, информируют кадровую службу о потребности в рабочей силе с указанием количества работников и их квалификации.

Эффективность операций достигается также обеспечением высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, для достижения которого исполь­зуются следующие способы:

• снижение издержек производства ниже уровня издержек у конкурентов;

• лидерство по минимуму затрат;

• надежность изделия;

• прочность изделия;

• скорость доставки;

• гарантированное время доставки;

• индивидуализация изделия по требованию заказчика;

• своевременное внедрение продукции на рынок;

• гибкое регулирование объемов производства в соответствии со спросом.

15.3. ПРОИЗВОДСТВО КАК СИСТЕМА

Производство - это любой процесс (или процедура), предназначенный, чтобы превращать совокупность ресурсов в продукцию определенного состава.

Любое производство можно рассматривать как систему, состоящую из трех компонентов: ресурсов, продукции и производственного процесса. Ядром производ­ства является система "ресурсы - продукция".

Ресурсы:

материальные,

финансовые,

трудовые,

информационные, энергетические

Производственный

процесс (сооружения, станки, оборудование,

инструменты)

Продукция:

изделия и

услуги

Модель процесса "ресурсы — продукция"

Ресурсы определяются как элементы производства, олицетворяющие в основ­ном переменные расходы (variable expense) - издержки, изменяющиеся пропорцио­нально объему производства. К переменным расходам относятся ресурсы, состоящие в основном из материалов, рабочей силы и энергии. Сумма этих расходов зависит от числа выпущенных единиц продукции в натуральном выражении. В переменные расходы включают расходы на заработную плату работникам (кроме конторских и административного персонала) и расходы на материалы, которые можно отнести непосредственно на каждую единицу продукции. Регулирование выпуска продук­ции осуществляется о помощью ресурсов, вводимых в производственный процесс.

Продукция отражает направления деятельности фирмы, производственного подразделения. Обычно исходным моментом производственной деятельности слу­жит определение желательного вида и состава продукции.

Изменения рыночных условий и финансового положения фирмы стимулируют поиски новых направлений деятельности.

Процесс (process) – это:

• заранее предусмотренный комплекс действий или операций, который предше­ствует завершению каждой стадии обработки материала, заготовки или узла;

• заранее предусмотренная и управляемая обработка материалов, при которой на них воздействуют одним или несколькими способами в течение периода, необходимого для достижения требуемых результатов. Например, вулкани­зация резины, обработка металлов.

Производственный процесс может быть простым и сложным, требующим мно­гочисленных разновидностей ресурсов для выпуска широкой номенклатуры изде­лий. Это требует проектирования реального процесса "ресурсы - продукция", пред­назначенного для достижения определенных целей.

Производственный процесс состоит из элементов, в основном имеющих отноше­ние к постоянным расходам, которые остаются неизменными независимо от уровня операций фирмы.

Постоянные расходы (fixed expense) - это издержки, не зависящие от объема производства, как-то: муниципальные налоги, налоги на земельную собственность и на строения, страховые сборы, заработная плата конторских служащих и админист­ративного персонала, расходы на отопление и освещение, амортизационные отчис­ления, инвестиции в производственные постройки, оборудование. Заводские здания и оборудование обеспечивают производственный процесс.

Расходы накладные или косвенные (overhead, burden, indirect expense, indirect manufacturing expense) - это расходы или издержки, которые нельзя непосредствен­но отнести на стоимость изготовления конкретной детали (изделия), заготовитель­ные расходы, управленческие и канцелярские расходы и т.п.

Регулирование производственной системы осуществляется двумя путями:

регулированием ресурсов в отношении темпов ввода, стоимости, качества и т.д., в результате чего добиваются регулирования переменных расходов;

изменением процесса (процедуры) в результате перекомпановки его элементов, что достигается путем регулирования постоянных расходов, относящихся к системе в целом.