12.8. Анализ финансовой отчетности фирм
Цель анализа финансовой отчетности фирмы - дать оценку результатам эффективности деятельности фирмы за отчетный год и оценку ее текущему финансовому положению.
Анализ финансовой отчетности должен дать ответ на вопросы:
имеет ли фирма прибыль по результатам своей хозяйственной деятельности за год;
в состоянии ли фирма выполнить взятые обязательства и не приведет ли такое выполнение к ликвидации фирмы в связи с недостатком ресурсов.
Поэтому информация, которую дают балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, содержит сведения о:
• размерах капитала, и имущества фирмы в абсолютных цифрах (балансовый итог);
• структуре капитала и имущества (баланс);
• изменении собственного капитала в течение отчетного периода;
• размерах полученной прибыли или понесенных фирмой убытках в течение отчетного периода.
Финансовая отчетность составляется фирмами с учетом существующих национальных стандартов, а также международных стандартов, разрабатываемых международными экономическими организациями, а для стран - членов ЕС - также стандартов ЕС. Фирмы, имеющие заграничные дочерние предприятия, применяют консолидированную финансовую отчетность, составляемую на основе информации, получаемой от всех родственных фирм, и представляемую как единую отчетность компании.
Анализ финансовой отчетности проводится прежде всего финансовыми менеджерами своей фирмы для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами.
Анализ финансовой отчетности проводится также аудиторами с целью ревизии отчетности и определения правильности уплаты налогов. Аудиторы на основе анализа делают официальное заключение о финансовом состоянии фирмы, которое включается в годовой отчет, представляемый высшим руководством фирмы собранию акционеров.
Акционеров интересует в первую очередь прибыльность и надежность ценных бумаг, держателями которых они являются.
Финансовая отчетность фирм, зарегистрированных на фондовой бирже, анализируется специалистами-аналитиками этих бирж, поскольку от состояния дел фирмы зависит цена ее акций на бирже. Крупные институциональные инвесторы - банки, страховые компании, различные специализированные фонды - содержат в своем штате профессиональных аналитиков, которые постоянно следят за изменением показателей в финансовой отчетности интересующих их фирм.
Банки, обслуживающие фирму, также находятся постоянно в курсе ее финансовых дел и тщательно анализируют балансовые показатели, показатели отчета о прибыли и другие отчетные документы. Они следят за состоянием кредитоспособности фирмы, за наличием у нее средств, гарантирующих возврат в установленный срок полученных займов и кредитов.
Специализированные консультационные фирмы, предоставляющие своим клиентам информацию о финансовом положении фирм и делающие оценку перспектив их развития, также систематически следят за состоянием хозяйственной деятельности фирм на основе их финансовой отчетности и публикуют или выдают такую информацию за весьма высокую плату. Это относится и к справочно-кредитным фирмам, которые в результате изучения показателей финансовой отчетности составляют заключения о платежеспособности фирмы, предоставляемые своим клиентам или разовым пользователям за заранее установленную в абонементе плату.
Такая информация интересует предпринимателей, которые либо обращаются к специализированным фирмам, либо получают финансовые отчеты от фирм-контрагентов и тщательно их изучают. Предпринимателей интересуют в первую очередь надежность и кредитоспособность контрагента, т.е. в каких размерах фирма может нести ответственность по своим обязательствам и что ее партнер получит в случае ликвидации (банкротства) фирмы, а также сможет ли фирма-контрагент погасить в срок свою задолженность.
Международная практика выработала определенные методы анализа финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых показателях, позволяющих проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный анализ по-ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.
В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:
• абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размерах полученной прибыли, системе распределения дивидендов;
• сравнимые процентные показатели для чтения отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;
• анализ горизонтальных процентных изменений, характеризующих изменения отдельных статей финансовой отчетности за год или ряд лет. Например, рост в процентах: чистых продаж, себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;
• анализ вертикальных процентных изменений, предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;
• анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение прогноза их поведения на будущее;
• сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;
• сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке. Проводится с учетом общих изменений состояния хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в экономике страны в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;
• анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов (Ratios), расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.
Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами -усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.
Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.
Финансовые коэффициенты как показатели деятельности фирмы публикуются в годовых отчетах фирм, причем каждая фирма обычно имеет свой набор таких коэффициентов и собственную их систематизацию.
РАЗДЕЛ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ»
- 261202.65 «Технология полиграфического производства»
- Курс лекций литература а) основная
- Б) дополнительная
- Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
- Раздел 1 основы менеджмента Лекция 1. Методологические основы менеджмента
- Лекция 4. Внутрифирменное информационное обеспечение менеджмента
- 4.1.2. Значение внутрифирменной системы информации, принципы, цели, функции
- Раздел 2 управление персоналом лекция 5.
- Раздел 3. Организационные структуры управления
- Лекция 7. Маркетинг как функция управления
- 7.3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью
- 7.4. Технология маркетинговой деятельности. Разработка программы маркетинга по продукту
- 7..5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения
- Лекция 8. Содержание и задачи внутрифирменного планирования.
- 8.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование
- 8.4. Организационные формы внутрифирменного планирования
- 8.5. Планирование деятельности производственного отделения
- Глава 9. Функция организации в менеджменте
- 9.1. Содержание функции организации
- 9.2. Организационные структуры управления фирмами
- Глава 10. Функция контроля в экономическом механизме менеджмента
- 10.1. Управленческий контроль: формы и средства реализации
- 10.2 Экономический анализ
- 10.2 Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.
- 11.1 Сущность и цели финансового менеджмента
- 12 Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 12.1. Учет в финансовом менеджменте
- 12.2. Информация системы управленческого учета и отчетности
- 12.3. Балансовый отчет
- 12.4. Отчет о прибыли
- 12.5. Отчет об изменениях в финансовом положении фирмы
- 12.6. Отчет о движении денежных средств
- 12.7. Отчет о собственном капитале
- 12.8. Анализ финансовой отчетности фирм
- Лекция 15. Методологические основы управления производством
- 15.1. Системный подход к управлению производством
- Лекция 16. Производственная система
- 18.3. Организация оперативного управления производством
- 18.4. Особенности управления развитием производства в фирмах сша и японии
- Глава 19 эффективность производства
- 19.1. Оценка и факторы повышения эффективности производства
- 19.2. Рационализация методов управления производством и методов работы
- 19.3. Методы оценки эффективности производственной деятельности
- Глава 20 инновационный менеджмент
- 20.1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика
- 20.3. Организационные формы инновационного менеджмента
- Вопрос 1. Основные факторы, определяющие структуру управления производством
- Вопрос 2. Классификация организационных структур управления развитием производства
- Особенности управления персоналом в фирмах сша и японии