8.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (главным образом обеспеченности заказами и распределения ресурсов), что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей (например, таких, как объем продаж, чистая прибыль и норма прибыли на инвестированный капитал). При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективным, текущим и другими видами планирования.
Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах; он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т. е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятии фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.
- 261202.65 «Технология полиграфического производства»
- Курс лекций литература а) основная
- Б) дополнительная
- Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
- Раздел 1 основы менеджмента Лекция 1. Методологические основы менеджмента
- Лекция 4. Внутрифирменное информационное обеспечение менеджмента
- 4.1.2. Значение внутрифирменной системы информации, принципы, цели, функции
- Раздел 2 управление персоналом лекция 5.
- Раздел 3. Организационные структуры управления
- Лекция 7. Маркетинг как функция управления
- 7.3. Структура и функции аппарата управления маркетинговой деятельностью
- 7.4. Технология маркетинговой деятельности. Разработка программы маркетинга по продукту
- 7..5. Маркетинг как предплановая деятельность производственного отделения
- Лекция 8. Содержание и задачи внутрифирменного планирования.
- 8.3. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование
- 8.4. Организационные формы внутрифирменного планирования
- 8.5. Планирование деятельности производственного отделения
- Глава 9. Функция организации в менеджменте
- 9.1. Содержание функции организации
- 9.2. Организационные структуры управления фирмами
- Глава 10. Функция контроля в экономическом механизме менеджмента
- 10.1. Управленческий контроль: формы и средства реализации
- 10.2 Экономический анализ
- 10.2 Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.
- 11.1 Сущность и цели финансового менеджмента
- 12 Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 12.1. Учет в финансовом менеджменте
- 12.2. Информация системы управленческого учета и отчетности
- 12.3. Балансовый отчет
- 12.4. Отчет о прибыли
- 12.5. Отчет об изменениях в финансовом положении фирмы
- 12.6. Отчет о движении денежных средств
- 12.7. Отчет о собственном капитале
- 12.8. Анализ финансовой отчетности фирм
- Лекция 15. Методологические основы управления производством
- 15.1. Системный подход к управлению производством
- Лекция 16. Производственная система
- 18.3. Организация оперативного управления производством
- 18.4. Особенности управления развитием производства в фирмах сша и японии
- Глава 19 эффективность производства
- 19.1. Оценка и факторы повышения эффективности производства
- 19.2. Рационализация методов управления производством и методов работы
- 19.3. Методы оценки эффективности производственной деятельности
- Глава 20 инновационный менеджмент
- 20.1. Инновационный менеджмент и научно-техническая политика
- 20.3. Организационные формы инновационного менеджмента
- Вопрос 1. Основные факторы, определяющие структуру управления производством
- Вопрос 2. Классификация организационных структур управления развитием производства
- Особенности управления персоналом в фирмах сша и японии