1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
В понятийном аппарате менеджмента особое место занимают термины «организация» и «предприятие». Именно существование организаций и предприятий обуславливает необходимость реализации функций управления. Поэтому изложение основ менеджмента следует начинать с уточнения трактовки этих понятий. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ч. I) организация выступает в качестве обособленного элемента экономической системы, осуществляющего любые виды деятельности, не запрещенные законом. Организация может преследовать коммерческие и некоммерческие цели (ст. 50 ГК РФ). Тип организации обуславливается способом ее образования и функционирования. В соответствии с их спецификой определяется набор идентификационных признаков, важнейший из которых – регистрация в установленном законом порядке. Численность персонала организации не регламентируется.
Термин «предприятие» употребляется в Гражданском кодексе лишь применительно к части коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых в унитарной форме, – к государственным и муниципальным предприятиям (ст. 113-115). Согласно ст. 132 ГК РФ (ч. I), в качестве объекта права предприятие признается как «имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности». В целом как имущественный комплекс предприятие признается недвижимостью. Согласно п. 2 ст. 132 «в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором». Этой же трактовке понятия «предприятие» придерживается и ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта России [19]. В нем «торговое предприятие» определяется как «имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли». Имущественный комплекс торгового предприятия, согласно определению ГОСТа, включает в себя: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. В трактовке законодателя идентификационные признаки рассматриваемых понятий лежат в правовом поле и не включают социальных аспектов.
В литературе понятие «организация» имеет несколько трактовок. Так, в американском учебнике «Основы менеджмента» М. Мескона и других авторов приводится следующее определение организации. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [100. С. 31]. В этой трактовке понятия «организация» и «группа» становятся идентичными. В. В. Радаев определяет организацию как... «систему социальных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладающую собственными ресурсами, внутренней нормативной и статусной структурами, в рамках которых члены организации за соответствующее вознаграждение выполняют отведенные им функциональные роли» [121. С. 130].
Таким образом, как форма социального взаимодействия организация представляет собой объединение людей, ориентированных на достижение общих целей, совместная деятельность которых обеспечивается управлением. В менеджменте разделяют формальные и неформальные организации. Формальная организация создается по заранее разработанному плану. Ее структура и тип сознательно проектируются руководством. Одновременно внутри формальной организации существует система неформальных отношений между ее членами, наличие которых вносит коррективы в систему формальных отношений. Неформальная организация образуется спонтанно. Ее члены выступают как носители социальных ролей, в рамках которых они реализуют определенные функции. Функции распределяются также спонтанно, в процессе социального взаимодействия. Из приведенных выше определений понятия «организация» исключены юридические аспекты. Между тем для ряда разделов менеджмента (например, стратегического) является важным наличие в определении понятия «организация» признаков, используемых законодателем.
В менеджменте термин «организация» используется также для обозначения процесса, действий, например организация торгово-технологических процессов, организация наема персонала. Кроме того, этим термином обозначается одна из общих функций менеджмента. Термин «предприятие» в экономической литературе наиболее часто трактуется как хозяйственная единица (объединение единиц), функционирующая под единым управлением. Поэтому термины «предприятие» и «организация» в этом значении можно рассматривать как идентичные.
Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческая организация представляет собой экономическую систему, функционирующую на основе самоокупаемости и самофинансирования с целью систематического извлечения прибыли и прошедшая государственную регистрацию в установленном законом порядке. Некоммерческие организации не ставят цель – извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Деятельность предпринимателя направлена на создание коммерческих организаций.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие признаки коммерческой организации:
– функционирование на основе самоокупаемости и самофинансирования с целью систематического получения прибыли;
– государственная регистрация в установленном законом порядке;
– самостоятельность и регламентирование деятельности действующим законодательством.
Образование коммерческих организаций не следует связывать только с деятельностью юридических лиц. Деятельность индивидуального предпринимателя также может быть направлена на ее создание.
Как и любая коммерческая организация, торговая организация – это сложная многоцелевая система, наиболее важными особенностями которой являются следующие:
1. Достижение целей осуществляется путем преобразования различного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, технологических, информационных.
2. Деятельность коммерческой организации определяется внешней средой.
3. Функционирование предусматривает разделение труда на виды деятельности, реализация которых обеспечивает достижение успеха.
Условием выживания и развития коммерческих организаций является их способность адаптироваться к требованиям внешней среды. Под внешней средой понимается совокупность элементов, находящихся за пределами организации и определяющих особенности ее функционирования. Внешняя среда формируется экономическими и политическими условиями, действующим законодательством, уровнем технического развития, технологиями, потребительскими предпочтениями, системой ценностей общества и рядом других факторов. Традиционно факторами внешней среды называют:
1. Экономические факторы. Состояние экономики страны и региона, в котором осуществляется бизнес.
2. Политические факторы. Действующая система законодательных актов и нормативных документов, определяющих политическую ситуацию в сфере бизнеса.
3. Рыночные факторы. Факторы, отражающие наиболее важные характеристики покупателей, формирующие спрос на рынке товаров и услуг.
4. Факторы конкуренции. Основные характеристики конкурентов, их положение на рынке и перспективы развития.
5. Технологические факторы. Состояние технологий в области информации, производства, доставки и реализации товаров и услуг.
6. Международные факторы. Факторы, определяющие функционирование организации на международном уровне.
7. Социокультурные факторы. Факторы социального поведения населения, его социальные установки, жизненные ценности, национальные традиции, стиль жизни.
Субъектами внешней среды организации являются физические лица, другие коммерческие и некоммерческие организации, выступающие как элементы сферы бизнеса и оказывающие прямое воздействие на работу предприятия. К ним относят:
– потенциальных покупателей товаров и услуг организации;
– конкурентов;
– законодательные, исполнительные и судебные органы власти, организации, регламентирующие, регулирующие и контролирующие деятельность торговой организации;
– поставщиков;
– потенциальных инвесторов, предоставляющих организации на определенных условиях денежные средства;
– партнеров по бизнесу, на договорных условиях реализующих часть функций торгово-технологического процесса (транспортировка, охрана, предоставление информационных услуг и т. д.);
– трудовые ресурсы (люди, которые могут быть наняты на работу в организацию);
– посредников (физические лица и организации, предоставляющие услуги по налаживанию связей торгового предприятия с другими субъектами внешней среды, например рекрутерские фирмы, или совершающие сделки по его поручению, например дилеры).
Результативность организации определяется состоянием ее внутренней среды. Внутренняя среда представляет собой совокупность элементов организации, характеризующих ее сильные и слабые стороны, рыночные возможности и ограничения. Внутреннюю среду образуют:
1) административная система (менеджмент организации);
2) персонал;
3) материально-техническая база;
4) технология;
5) товары и услуги;
6) информация;
7) маркетинг;
8) финансы;
9) организационная культура.
Перечисленные элементы внутренней среды организации находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в каждом из них неизбежно отражаются на характере других элементов внутренней среды и организации в целом. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды.
- Допущено учебно-методическим объединением
- Введение
- Раздел I. Основы менеджмента предприятия торговли Глава 1. Введение в менеджмент
- 1.1. Менеджмент торговой организации. Предпринимательство и менеджмент
- Сопоставление функций предпринимательства и менеджмента
- 1.2. Общие принципы и функции менеджмента
- 1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
- 1.4. Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
- 1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
- 1. Обеспечение персоналом
- 2. Технология менеджмента
- 3. Организация и стимулирование труда
- Глава 2. Планирование деятельности торговой организации
- 2.1. Основы стратегического планирования
- 2.2. Цели и стратегии развития торговой организации
- 2.3. Планирование реализации стратегии организации
- 2.4. Составление бизнес-плана торгового предприятия
- Виды бизнес-планов и специфические их особенности
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии. В разделе приводятся следующие данные:
- Раздел 7. Организационный план. В разделе излагаются организационные аспекты функционирования предприятия:
- Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование. В разделе следует указать:
- Раздел 9. Финансовый план. Раздел является денежным обобщением проектных решений, обоснование которых дается в предыдущих разделах бизнес-плана. Он должен содержать следующую информацию:
- Прогноз доходов и затрат
- Глава 3. Основы организационного дизайна предприятий торговли
- 3.1. Модели организационных структур и область их применения
- 3.2. Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
- 3.3. Анализ и проектирование структуры организации
- Глава 4. Система внутриорганизационного контроля
- 4.1. Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
- Сравнение бюрократической и децентрализованной систем контроля*
- 4.2. Проектирование и реализация системы контроля
- Вариант сметы проекта контроля
- Глава 5. Связующие процессы в управлении организацией торговли
- 5.1. Информационная система торговой организации
- 5.2. Создание автоматизированной информационной системы
- 5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
- 5.4. Организация подготовки, принятие и исполнение решений
- Раздел II. Руководитель в системе управления предприятием торговли Глава 6. Лидерство и стиль управления
- 6.1. Власть и личное влияние руководителя
- 6.2. Понятие и классификация стилей управления
- 6.3. Ситуационные модели выбора стиля
- Глава 7. Управленческое общение в профессиональной деятельности руководителя
- 7.1. Управленческое общение и пути повышения его эффективности
- 7.2. Формы управленческого общения
- Глава 8. Основы самоменеджмента
- 8.1. Организация труда менеджера предприятия торговли и методы его анализа
- Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
- 8.2. Оценка и планирование труда руководителя
- 8.3. Делегирование полномочий
- Раздел III. Управление персоналом торговой организации Глава 9. Построение системы управления персоналом предприятия торговли
- 9.1. Общие подходы к разработке системы управления персоналом
- 9.2. Организация и регулирование кадровой работы
- Глава 10. Методы управления персоналом торговой организации
- 10.1. Сущность и классификация методов управления персоналом
- 10.2. Административные методы управления персоналом
- 10.3. Экономические методы управления персоналом
- 10.4. Социально-психологические методы управления персоналом
- 10.5. Планирование социального развития коллектива предприятия торговли
- 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития.
- Глава 11. Технологии кадрового менеджмента
- 11.1. Формирование кадрового потенциала организации
- 11.2. Внешний и внутренний наем персонала
- 11.3. Управление адаптацией персонала
- 11.4. Оценка персонала предприятия торговли
- Примерная схема оценки персонала небольшого предприятия торговли
- Программа оценки начальника отдела продаж Сидорова г. А. На 1.01-1.06.2003 г.
- Контрольный лист наблюдений за работой продавцов-кассиров отдела ____________________ на 30.05.2003 года
- 11.5. Управление процессом обучения и повышения квалификации кадров
- 11.6. Движение персонала внутри организации и увольнение
- Глава 12. Управление работой группы
- 12.1. Понятие и виды групп
- 12.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- 12.3. Диагностика и управление работой группы
- Критерии, используемые для оценки ценностно-ориентационного единства группы
- Глава 13. Управление конфликтами
- 13.1. Конфликты в деятельности менеджера торгового предприятия
- 13.2. Динамика и технология управления конфликтами
- Глава 14. Управление стрессами
- 14.1. Понятие и природа стресса
- 14.2. Управление стрессом
- Раздел IV. Мотивация и стимулирование деятельности персонала Глава 15. Основы теории трудового поведения
- 15.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулы
- 15.2. Содержательные теории мотивации
- Механизм влияния организационных факторов на потребности работника
- 15.3. Процессуальные модели трудового поведения
- Глава 16. Стимулирование персонала торговой организации
- 16.1. Общие подходы и принципы стимулирования труда работников
- 16.2. Формы оплаты труда и их мотивационная направленность
- 16.3. Методы формирования тарифных систем и схем окладов
- Примерная схема оценки должностей розничного торгового предприятия
- Результаты оценки должностей предприятия торговли
- 16.4. Управление материальным стимулированием персонала
- 16.5. Социально-психологическое стимулирование персонала
- Законы и нормативные акты
- Литература
- Содержание