1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
Действующая на предприятии система управления должна отражать требования внешнего окружения и функциональное предназначение объекта управления. Одновременно на ее специфику оказывает влияние точка зрения высшего руководства на построение менеджмента организации. Системность менеджмента организации достигается за счет согласования подходов к формированию отдельных элементов управления, определяющих порядок функционирования составляющих ее внутренней среды. Формирование системы управления торгового предприятия начинается с принятия комплекса решений в политике реализации ее элементов. Наиболее общие подходы к построению элементов системы управления предприятием описаны в работе известного американского ученого Уильяма Оучи «Методы организации производства» [108]. Анализ национальных особенностей корпоративных систем управления позволил автору выделить два полярных подхода к их построению, названных типично американским и типично японским. Их описание в разрезе дополненного перечня основных элементов системы управления приведено в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Сравнительная характеристика типично американской и типично японской систем управления
№ п/п | Элементы системы управления | Типично американская система | Типично японская система |
1. | Обеспечение персоналом | ||
1.1. | Характер найма (длительность) | Краткосрочный | Пожизненный наем основного ядра + временный наем остальных работников |
1.2. | Быстрота оценки деловых качеств, темпы продвижения по службе | Быстрая оценка и продвижение | Медленная оценка и продвижение |
1.3. | Методы оценки персонала | Формальные, количественные. Оценка индивидуальных характеристик и выработки | Многоаспектная оценка с учетом вклада в работу коллектива и в совокупную эффективность организации |
1.4. | Подбор кадров | Отсутствие целостного подхода к проблеме найма. Специализированный наем | Целостный подход к проблеме найма. Неспециализированный наем |
1.5. | Схема служебной карьеры | Формализованная. Относительно редкая смена специальности в процессе продвижения | Неформализованная. Неспециализированные схемы развития служебной карьеры |
1.6. | Обучение и повышение квалификации | Дискретное, специализированное | Постоянное, неспециализированное |
1.7. | Квалификация работника | Узкоспециализированная, пригодная для использования в любой другой отрасли | Широкий опыт и знания, соответствующие целям конкретной организации |
1.8. | Внутрифирменное движение персонала | Главным образом по вертикали | Интенсивное перемещение по вертикали и горизонтали |
2. | Технология менеджмента | ||
2.1. | Цель функционирования | Установление целей, ориентируясь на прибыльность и выживание | Установление целей, связанных с внедрением на рынки и внутреннее накопление |
2.2. | Функциональная единица | Индивид | Группа |
2.3. | Организационная структура | Обособленное функционирование подразделений в соответствии со специализацией | Взаимозависимость реализуемых подразделениями функций по горизонтали и вертикали |
2.4. | Распределение функций | Четкое, жесткое, с подробным описание установленных функций в соответствии с действующей структурой | Мягкое, с указанием лишь общих направлений деятельности |
2.5. | Содержание работы в рамках должности | Жестко фиксируемое | Может меняться в соответствии с условиями |
2.6. | Форма ответственности | Индивидуальная | Коллективная |
2.7. | Характер контроля | Явный, четкий | Неформальный, неявный |
2.8. | Форма власти | Ориентация на должность | Ориентация на авторитет |
2.9. | Схема выработки и принятия решения | Решения вырабатываются и принимаются единолично | Решения вырабатываются и принимаются коллективно |
2.10. | Характер общения | Низкая интенсивность общения | Интенсивное общение по горизонтали и вертикали |
2.11. | Внутригрупповое взаимодействие | Внутригрупповая конкуренция | Отсутствие конкуренции внутри группы |
3. | Организация и стимулирование труда | ||
3.1. | Время работы | Четкая регламентация | Отсутствие четкой регламентации |
3.2. | Стиль управления | Менеджерский надзор и указания | Побуждение к сотрудничеству |
3.3. | Объект стимулирования | Результаты труда индивидуума | Результаты труда группы |
3.4. | Мотивационная направленность | Прагматическая | Социальная |
3.5. | Система оплаты труда | Индивидуализированная | Сильная зависимость от стажа работы и образования |
3.6. | Социальная политика | Сегментированная | Целостная |
3.7. | Профсоюзы | Отраслевьв и межотраслевые | Компанейские |
Суть отличий в построении элементов типично американской и типично японской систем управления сводится к следующему.
- Допущено учебно-методическим объединением
- Введение
- Раздел I. Основы менеджмента предприятия торговли Глава 1. Введение в менеджмент
- 1.1. Менеджмент торговой организации. Предпринимательство и менеджмент
- Сопоставление функций предпринимательства и менеджмента
- 1.2. Общие принципы и функции менеджмента
- 1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
- 1.4. Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
- 1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
- 1. Обеспечение персоналом
- 2. Технология менеджмента
- 3. Организация и стимулирование труда
- Глава 2. Планирование деятельности торговой организации
- 2.1. Основы стратегического планирования
- 2.2. Цели и стратегии развития торговой организации
- 2.3. Планирование реализации стратегии организации
- 2.4. Составление бизнес-плана торгового предприятия
- Виды бизнес-планов и специфические их особенности
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии. В разделе приводятся следующие данные:
- Раздел 7. Организационный план. В разделе излагаются организационные аспекты функционирования предприятия:
- Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование. В разделе следует указать:
- Раздел 9. Финансовый план. Раздел является денежным обобщением проектных решений, обоснование которых дается в предыдущих разделах бизнес-плана. Он должен содержать следующую информацию:
- Прогноз доходов и затрат
- Глава 3. Основы организационного дизайна предприятий торговли
- 3.1. Модели организационных структур и область их применения
- 3.2. Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
- 3.3. Анализ и проектирование структуры организации
- Глава 4. Система внутриорганизационного контроля
- 4.1. Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
- Сравнение бюрократической и децентрализованной систем контроля*
- 4.2. Проектирование и реализация системы контроля
- Вариант сметы проекта контроля
- Глава 5. Связующие процессы в управлении организацией торговли
- 5.1. Информационная система торговой организации
- 5.2. Создание автоматизированной информационной системы
- 5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
- 5.4. Организация подготовки, принятие и исполнение решений
- Раздел II. Руководитель в системе управления предприятием торговли Глава 6. Лидерство и стиль управления
- 6.1. Власть и личное влияние руководителя
- 6.2. Понятие и классификация стилей управления
- 6.3. Ситуационные модели выбора стиля
- Глава 7. Управленческое общение в профессиональной деятельности руководителя
- 7.1. Управленческое общение и пути повышения его эффективности
- 7.2. Формы управленческого общения
- Глава 8. Основы самоменеджмента
- 8.1. Организация труда менеджера предприятия торговли и методы его анализа
- Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
- 8.2. Оценка и планирование труда руководителя
- 8.3. Делегирование полномочий
- Раздел III. Управление персоналом торговой организации Глава 9. Построение системы управления персоналом предприятия торговли
- 9.1. Общие подходы к разработке системы управления персоналом
- 9.2. Организация и регулирование кадровой работы
- Глава 10. Методы управления персоналом торговой организации
- 10.1. Сущность и классификация методов управления персоналом
- 10.2. Административные методы управления персоналом
- 10.3. Экономические методы управления персоналом
- 10.4. Социально-психологические методы управления персоналом
- 10.5. Планирование социального развития коллектива предприятия торговли
- 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития.
- Глава 11. Технологии кадрового менеджмента
- 11.1. Формирование кадрового потенциала организации
- 11.2. Внешний и внутренний наем персонала
- 11.3. Управление адаптацией персонала
- 11.4. Оценка персонала предприятия торговли
- Примерная схема оценки персонала небольшого предприятия торговли
- Программа оценки начальника отдела продаж Сидорова г. А. На 1.01-1.06.2003 г.
- Контрольный лист наблюдений за работой продавцов-кассиров отдела ____________________ на 30.05.2003 года
- 11.5. Управление процессом обучения и повышения квалификации кадров
- 11.6. Движение персонала внутри организации и увольнение
- Глава 12. Управление работой группы
- 12.1. Понятие и виды групп
- 12.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- 12.3. Диагностика и управление работой группы
- Критерии, используемые для оценки ценностно-ориентационного единства группы
- Глава 13. Управление конфликтами
- 13.1. Конфликты в деятельности менеджера торгового предприятия
- 13.2. Динамика и технология управления конфликтами
- Глава 14. Управление стрессами
- 14.1. Понятие и природа стресса
- 14.2. Управление стрессом
- Раздел IV. Мотивация и стимулирование деятельности персонала Глава 15. Основы теории трудового поведения
- 15.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулы
- 15.2. Содержательные теории мотивации
- Механизм влияния организационных факторов на потребности работника
- 15.3. Процессуальные модели трудового поведения
- Глава 16. Стимулирование персонала торговой организации
- 16.1. Общие подходы и принципы стимулирования труда работников
- 16.2. Формы оплаты труда и их мотивационная направленность
- 16.3. Методы формирования тарифных систем и схем окладов
- Примерная схема оценки должностей розничного торгового предприятия
- Результаты оценки должностей предприятия торговли
- 16.4. Управление материальным стимулированием персонала
- 16.5. Социально-психологическое стимулирование персонала
- Законы и нормативные акты
- Литература
- Содержание