5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
Реализация функций управления осуществляется на основе принятия решений, являющихся важной составляющей повседневной деятельности менеджера. Термин «решение» можно трактовать с двух позиций. Согласно одной – решение рассматривается как процесс выбора из нескольких альтернатив, предусматривающий последующую реализацию определенных этапов (подготовка, принятие, реализация). Согласно другой – решение является результатом выбора, самой альтернативой, определяющей последующие действия тех, в отношении кого решение принимается. Решения, обеспечивающие реализацию должностных функций, носят название организационных. Организационное решение принимается с определенной целью, включенной в иерархию целей организации, в условиях наличия двух и более альтернатив. На процесс принятия решений оказывают влияние две группы факторов:
– организационные факторы: корпоративные цели и стратегии, политики, организационная культура, стиль и методы управления, принятые в организации;
– личностные факторы работника или группы, принимающих решение: квалификация, система ценностей, мотивация, черты характера, психологические характеристики.
В менеджменте различают несколько видов управленческих решений.
– В соответствии с числом участников принятия или выработки решения различают единоличные и групповые решения.
– По содержанию различают комплексные решения, затрагивающие несколько функциональных направлений развития организации, и специальные, предусматривающие решение вопросов в рамках отдельных функций (организационные, технические, технологические, кадровые и проч.).
– В соответствии с масштабом воздействия различают стратегические решения, затрагивающие деятельность персонала всего предприятия; тактические решения, касающиеся частных вопросов реализации стратегии; оперативные решения, обеспечивающие текущую деятельность подразделений организации.
– По степени ординарности различают часто повторяющиеся и уникальные решения.
– По сложности принимаемого решения различают рутинные и творческие решения.
– По степени неопределенности выделяют решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности. Принятие решений в условиях определенности предполагает однозначность последствий выбора альтернативы. Принятие решений в условиях риска предполагает возможность просчета вероятности наступления тех или иных последствий в результате принятого решения. Решения в условиях неопределенности характерны для ситуаций, в которых доступная информация не дает возможности просчитать последствия его принятия.
– По обязательности исполнения выделяют обязательные и рекомендательные решения.
– По форме представления различают письменные и устные решения. В письменной форме формулируются наиболее важные решения, реализация которых осуществляется в течение продолжительного времени. Устные решения менее значительны и формулируются в процессе текущей деятельности.
– По характеру возникновения потребности в решении различают программные решения, принимаемые в соответствии с установленными планами, и ситуационные решения, принятие которых связано с неожиданным изменением обстановки.
– По способу выработки решения различают стандартные и нестандартные решения. Стандартные решения принимаются на основе последовательности шагов (действий), представляющих собой четкий алгоритм. Они принимаются в условиях ограниченного количества заранее известных альтернатив. Нестандартные решения принимаются в условиях необходимости анализа малоизвестных или новых критериев отбора, учет которых предполагает творческий подход к выбору многовариантных альтернатив. Сама процедура выбора не может быть представлена определенным алгоритмом. Для упрощения процедуры принятия нестандартных решений, если это возможно, прибегают к структурированию проблемы на ряд стандартных решений.
– В соответствии с подходами к принятию решений различают интуитивные решения, решения-аналоги и рациональные решения. Интуитивные решения чаще всего принимаются в условиях неопределенности, когда менеджер не обладает достаточной информацией или временем для ее осмысления. Выбор делается на основе ощущения его правильности при отсутствии осознанного просчета вариантов, что внешне воспринимается как некая уникальная способность, не связанная с логическим мышлением, накопленными знаниями и навыками. Однако наиболее эффективные интуитивные решения все же принимаются, как правило, опытными руководителями. Это дает основание склоняться к материалистическому пониманию природы интуитивных решений, полному объяснению которой препятствует отсутствие достаточных знаний о возможностях головного мозга.
Решения-аналоги принимаются путем выбора, сделанного с учетом собственного опыта принятия аналогичных решений в предыдущие периоды времени или опыта, заимствованного из известной практики работы. Правильно сделанный выбор в такой же ситуации самим работником или другими формирует установку на аналогичные выборы в дальнейшем. По механизму выбора данный подход имеет много общего с интуитивным решением. Однако в этом случае работник принимает решение на основе осознанного выбора. Например, выбор из нескольких кандидатов на должность может осуществляться с учетом тех характеристик претендента, учет которых ранее способствовал найму перспективного работника.
Преимуществом решений-аналогов являются относительно небольшие затраты времени и средств на их принятие, так как процедура сравнения альтернатив отсутствует. Однако следует учитывать, что это преимущество сохраняется только при принятии простых решений в стандартных, часто повторяющихся ситуациях. Если ситуация новая или уникальная, аналоги найти трудно. Частое принятие решений-аналогов способствует выработке устойчивых стереотипов мышления, влияющих на характер решений даже тогда, когда ситуация изменилась. В этом случае делается выбор в пользу более привычной альтернативы, уже не способной при сложившихся обстоятельствах дать нужный результат. Часто работник, привыкший принимать стереотипные решения, старается уходить от нестандартного решения, упуская возможности увеличения прибыли организации. По этой же причине руководитель может осознанно или неосознанно избегать новых, но перспективных областей деятельности.
Рационадьные решения принимаются на основе объективного анализа ситуации с привлечением необходимого объема информации (фактов, цифр, расчетов). Важным условием принятия рациональных решений является полнота и качество информации. Взвешенность и обоснованность решений существенно повышает их эффективность. Однако предприятие вынуждено платить значительные средства на формирование базы данных (включая покупку программного обеспечения, информации, предлагаемой фирмами, специализирующимися на информационном бизнесе), техническое обеспечение функционирования информационной системы. Для того, чтобы эти вложения оправдывались, необходим постоянный мониторинг эффективности системы принятия рациональных решений.
На подготовку стандартных рациональных решений требуется определенное время. Поэтому ее техника требует тщательной проработки, что повышает тем самым адаптационные возможности организации.
- Допущено учебно-методическим объединением
- Введение
- Раздел I. Основы менеджмента предприятия торговли Глава 1. Введение в менеджмент
- 1.1. Менеджмент торговой организации. Предпринимательство и менеджмент
- Сопоставление функций предпринимательства и менеджмента
- 1.2. Общие принципы и функции менеджмента
- 1.3. Торговая организация и сфера ее функционирования
- 1.4. Формирование и развитие менеджмента как научной дисциплины
- 1.5. Система управления предприятием (японский и американский подходы)
- 1. Обеспечение персоналом
- 2. Технология менеджмента
- 3. Организация и стимулирование труда
- Глава 2. Планирование деятельности торговой организации
- 2.1. Основы стратегического планирования
- 2.2. Цели и стратегии развития торговой организации
- 2.3. Планирование реализации стратегии организации
- 2.4. Составление бизнес-плана торгового предприятия
- Виды бизнес-планов и специфические их особенности
- Раздел 1. Общие сведения о предприятии. В разделе приводятся следующие данные:
- Раздел 7. Организационный план. В разделе излагаются организационные аспекты функционирования предприятия:
- Раздел 8. Оценка предпринимательских рисков и их страхование. В разделе следует указать:
- Раздел 9. Финансовый план. Раздел является денежным обобщением проектных решений, обоснование которых дается в предыдущих разделах бизнес-плана. Он должен содержать следующую информацию:
- Прогноз доходов и затрат
- Глава 3. Основы организационного дизайна предприятий торговли
- 3.1. Модели организационных структур и область их применения
- 3.2. Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
- 3.3. Анализ и проектирование структуры организации
- Глава 4. Система внутриорганизационного контроля
- 4.1. Контроль как функция управления, его виды и обеспечение
- Сравнение бюрократической и децентрализованной систем контроля*
- 4.2. Проектирование и реализация системы контроля
- Вариант сметы проекта контроля
- Глава 5. Связующие процессы в управлении организацией торговли
- 5.1. Информационная система торговой организации
- 5.2. Создание автоматизированной информационной системы
- 5.3. Решения в практике менеджмента. Понятие и виды
- 5.4. Организация подготовки, принятие и исполнение решений
- Раздел II. Руководитель в системе управления предприятием торговли Глава 6. Лидерство и стиль управления
- 6.1. Власть и личное влияние руководителя
- 6.2. Понятие и классификация стилей управления
- 6.3. Ситуационные модели выбора стиля
- Глава 7. Управленческое общение в профессиональной деятельности руководителя
- 7.1. Управленческое общение и пути повышения его эффективности
- 7.2. Формы управленческого общения
- Глава 8. Основы самоменеджмента
- 8.1. Организация труда менеджера предприятия торговли и методы его анализа
- Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
- 8.2. Оценка и планирование труда руководителя
- 8.3. Делегирование полномочий
- Раздел III. Управление персоналом торговой организации Глава 9. Построение системы управления персоналом предприятия торговли
- 9.1. Общие подходы к разработке системы управления персоналом
- 9.2. Организация и регулирование кадровой работы
- Глава 10. Методы управления персоналом торговой организации
- 10.1. Сущность и классификация методов управления персоналом
- 10.2. Административные методы управления персоналом
- 10.3. Экономические методы управления персоналом
- 10.4. Социально-психологические методы управления персоналом
- 10.5. Планирование социального развития коллектива предприятия торговли
- 6. Стратегия финансирования и эффективность плана социального развития.
- Глава 11. Технологии кадрового менеджмента
- 11.1. Формирование кадрового потенциала организации
- 11.2. Внешний и внутренний наем персонала
- 11.3. Управление адаптацией персонала
- 11.4. Оценка персонала предприятия торговли
- Примерная схема оценки персонала небольшого предприятия торговли
- Программа оценки начальника отдела продаж Сидорова г. А. На 1.01-1.06.2003 г.
- Контрольный лист наблюдений за работой продавцов-кассиров отдела ____________________ на 30.05.2003 года
- 11.5. Управление процессом обучения и повышения квалификации кадров
- 11.6. Движение персонала внутри организации и увольнение
- Глава 12. Управление работой группы
- 12.1. Понятие и виды групп
- 12.2. Факторы, влияющие на эффективность работы группы
- 12.3. Диагностика и управление работой группы
- Критерии, используемые для оценки ценностно-ориентационного единства группы
- Глава 13. Управление конфликтами
- 13.1. Конфликты в деятельности менеджера торгового предприятия
- 13.2. Динамика и технология управления конфликтами
- Глава 14. Управление стрессами
- 14.1. Понятие и природа стресса
- 14.2. Управление стрессом
- Раздел IV. Мотивация и стимулирование деятельности персонала Глава 15. Основы теории трудового поведения
- 15.1. Трудовое поведение, мотивы и стимулы
- 15.2. Содержательные теории мотивации
- Механизм влияния организационных факторов на потребности работника
- 15.3. Процессуальные модели трудового поведения
- Глава 16. Стимулирование персонала торговой организации
- 16.1. Общие подходы и принципы стимулирования труда работников
- 16.2. Формы оплаты труда и их мотивационная направленность
- 16.3. Методы формирования тарифных систем и схем окладов
- Примерная схема оценки должностей розничного торгового предприятия
- Результаты оценки должностей предприятия торговли
- 16.4. Управление материальным стимулированием персонала
- 16.5. Социально-психологическое стимулирование персонала
- Законы и нормативные акты
- Литература
- Содержание