logo
Тема 3 ДФО

Вопрос 1 Система внутренних коммуникаций организации

Таблица 1 – Классификация внутренней коммуникации в организации

по месту осуществления

осуществляется в рамках группы (организации)

по типам коммуникаций

межуровневая (информация передается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикально иерархии) и горизонтальная (информация передается от одного подразделения к другому с целью ее обмена, который необходим для координации задач и действий)

по уровню

односторонняя (человек сам анализирует информацию, основанную на собственном опыте); двусторонняя (два человека вовлечены в трудовой процесс, перед ними стоят общие цели и коммуникация является формой сотрудничества); групповая (когда для решения производственных задач объединяются более двух сотрудников); организационная (когда в коммуникации для решения проблем вступает сама организация)

по каналам коммуникации

неформальная (не совпадающая с официально установленной); формальная (установленная административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывающая сотрудников по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива); вертикальная (нисходящую, связывающая разные управленческие уровни в организации сверху вниз и восходящая – снизу вверх); внушающая (обеспечивающая поддержку определенной организационной задачи со стороны работников)

в зависимости от цели общения

обслуживание предметной деятельности (коммуникация строится на основе взаимодействия и обмена информацией по поводу осуществляемой деятельности); выяснение производственных противоречий (разрешение при помощи коммуникации разногласий и конфликтов); доведение до собеседника своих знаний и опыта (необходимость изложения информации, которой владеет работник с целью улучшения производственного процесса); получение знаний и опыта от партнера.

Таблица 2 – Принципы эффективных коммуникаций в организации

достаточность информации

необходимо предоставлять столько информации, сколько необходимо в конкретной хозяйственной ситуации

качество информации

информация должна быть точной и достоверной

ситуативность

соответствие информации ситуации с учетом субъективности в интерпретации информации коммуникантом

кооперативность

вклад каждого в коммуникационном процессе должен быть таким, какого требует совместное приятие направления коммуникации

системность

информация должна быть адаптивна, целостна, уникальна, связана с маркетинговой средой предприятия

целесообразность

темы обсуждения и ее проблемы должны быть связаны с основной целью коммуникации

убедительность

выражение мысли должно быть убедительно для собеседника

учет особенностей собеседника

умение учитывать индивидуальные особенности коммуниканта ради интересов дела

умение слушать

необходимо научиться слышать собеседника с учетом вербальных и невербальных средств общения, которые он использует

Примечание: коммуникации в организации подчиняются закону расщепления смысла управленческой информации: любая информация имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Причины – различия толкований информации, вызванные различиями в образовании, интеллектуальном развитии, в психическом состоянии человека в момент передачи или получения информации.

Таблица 3 – Основные типы внутренних коммуникаций, направленные от руководителя к работнику

Инструкции по выполнению работ

разъясняется, как должно быть выполнено задание.

Логическое обоснование работ

работники информируются о том, как его профессиональные функции соотносятся с другими функциями в организации

Коммуникации, направленные на разъяснение политики и методики

объясняют работникам правила и личные преимущества, которые обеспечены их работодателем; строятся на основе обратной связи в системе: руководитель – подчиненные и на учете внушающей информации

Таблица 4 Виды нисходящей и восходящей коммуникации в организации

Нисходящая

Восходящая

приказы (приказы по организационным вопросам, приказы по основной деятельности и приказы по личному составу), распоряжения, указания, инструкции, правила и т.д.

информационно-справочные документы; акты, протоколы, справки, записки, телефонограммы и др.

Таблица 5 –Внутренние коммуникационные сети организация

открытые

тупики, посредники или контролеры информации отсутствуют или могут быть обойдены

закрытые

движение информации может быть остановлено, потому что относится к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала; оно может также наткнуться на посредника или контролера

комбинированные

характеризуются как открытостью, так и закрытостью