logo
Тема 3 ДФО

Вопрос 2 pr как составная часть маркетинговых коммуникаций

PR (Public Relations) – особая форма неличных маркетинговых коммуникаций, направленная на сохранение и укрепление позиций организации на основе изучения складывающегося общественного мнения и формирования доброжелательного отношения общественности к организации и ее деятельности.

Таблица 4 – История развития связей с общественностью

1807

термин PR впервые употреблен Томасом Джефферсоном (США)

1882

в Иельском университете впервые заговорили о PR в смысле отношения ради общего блага

1893

фирма Круппа (Германия) создала отдел по работе с прессой

1904

основание А. Ледбеттером Ли (США) первого агентства по PR. Главное направление – работа с прессой

1906

создание в Магдебурге (Германия) первого городского пресс-агентства

1923

начало теории PR. Э. Бернайз издает первый научный труд в области PR «Кристаллизация общественного мнения».

1938

К. Хундхаузен (Германия) ввел понятие PR в современном понимании

1947

создание Американского общества по связям с общественностью. Цель – формирование объединяющего центра PR-профессионалов, обмен информацией, развитие сотрудничества, выработка высоких профессиональных стандартов

1948

открытие Института общественного мнения в Лондоне (Великобритания)

1955

создание Международной ассоциации служб связей с общественностью (Лондон)

1962

приятие данной ассоциацией Кодекса профессионального поведения. Его строгое соблюдение способствует реализации принципов PR

1974

Международная ассоциация служб связей с общественностью получила консультативный статус категории «Б» при ЮНЕСКО

1991-

1999

создана Российская ассоциация по связям с общественностью и Ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей

Таблица 5 – Цель и современные принципы PR

Цель

установить гармоничные отношения организации-производителя группами общественности для получения коммерческого успеха и формирования высокого имиджа

Принципы

- обеспечения взаимовыгодных рыночных отношений коммерческой организации с общественностью на основе ее открытости, доверия и добропорядочности – ключевой принцип;

- опора на объективные закономерности массового сознания и отношения между людьми, организациями, коммерческими фирмами и общественностью;

- решительный отказ от нажима на общественность, субъективизма, волюнтаризма, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное;

- уважение индивидуальности, ориентация на человека, его творческие способности;

- регулярная реорганизация различных внутренних подразделений, осуществляющих PR, с целью максимальной адаптации к рыночным изменениям и предотвращения возможности банкротства

Таблица 6 – Функции PR в комплексе СМК

информационная

предоставление достоверных и полных сведений о предприятии в целом, его деятельности и социальной ответственности

формирование имиджа

развитие имеющегося и постоянно обновляемого образа предприятия в общественном мнении

управленческая

регулирование позиции предприятия на рынке с учетом мнения общественности

сохранение жизнеспособности

проведение мероприятий по доверительному обоснованию необходимости и пользы деятельности предприятия для общества в целом

Таблица 7 – Коммуникационные характеристики PR и основные средства PR

Коммуникационные характеристики

Основные средства

- преимущественно некоммерческий характер коммуникационных обращений (формирование имиджа, репутации, а не спроса);

- широкий хват целевых аудиторий;

- ориентированность на решение широкомасштабных задач;

- объективность и достоверность распространяемой информации;

- относительно невысокая стоимость одного контакта с целевой аудиторией;

- значительная степень неопределенности в изменении эффективности воздействия на целевые аудитории и общественность в целом

- более позитивное отношение со стороны целевых аудитории в силу применяемых средств воздействия на них по сравнению с рекламой (отсутствие «лобовых приемов», методов навязывания определенного мнения и т.п.)

– установление и поддержание связей со СМИ;

- товарная пропаганда (популяризация товаров (услуг);

- общефирменная коммуникация (разъяснительная работа);

- лоббизм (работа с законодательными или распорядительными чиновниками с целью принятия ил отклонения законодательных актов);

- консультирование (выдача рекомендаций, связанных с деятельностью организации).

Таблица 8 – Общность и отличия связей с общественностью от рекламы

Общность

Отличия

- несет в себе все признаки рекламы: общественный характер, способность к убеждению, экспрессивность, обезличенность, однонаправленность,

опосредованность;

- это реклама дальнего действия, отсроченного приобретения, предстоящей покупки, готовящая будущий рынок;

- PR вместе с рекламой образует пространство общения человека

- выстраивает коммуникацию между компанией и обществом (реклама выстраивает коммуникации вокруг товара)

- выстраивает доверие к источнику информации, т.е. к компании, что значительно повышает эффективность рекламы, стимулирование сбыта и др. коммуникационных инструментов

Таблица 9 – Модели PR-деятельности

Модель

Характеристика модели

Модель PR как паблисити (позитивная известность и признание организации, ее персонала и деятельности)

Цель PR – пропаганда - использование организацией редакционного, а не платного места или времени в СМИ, доступных для чтения, просмотра или прослушивания с целью решения конкретной задач организации. Коммуникация в данной модели однонаправленная. Исследования в области PR не проводятся. Используется 15 % организаций.

Модель PR как информации публики

Цель PR – распространение правдивой и полной информации всем целевым аудиториям о деятельности организации, ее товарах (услугах), перспективах развития с целью популяризации товаров (услуг), лиц, мест, идей, деятельности и т.д. Коммуникация в данной модели однонаправленная. Исследования в области PR проводятся по вопросам «читабельности» материалов и специфике потенциальной аудитории. Используется 50 % организаций.

Двусторонняя асимметричная модель PR

Цель PR – изменение общественного мнения об организации-производителе в сторону улучшения.. Коммуникация в данной модели двухсторонняя, но не сбалансированная: организация не меняется сама, но пытается изменить взгляды публики. Исследования в области PR проводятся по вопросам основных установок и убеждений целевых аудиторий по отношению к организации и ее продукту. Используется 20 % организаций: в первую очередь PR-агентствами, а также в тех видах бизнеса, где велика конкуренция.

Двусторонняя симметричная модель PR

Цель PR – установление взаимопонимания между организацией и целевыми группами. Процесс коммуникации двусторонний: организация не только меняет взгляды публики, но и меняется сама. Исследования в области PR проводятся по вопросам понимания целевыми аудиториями миссии, деловой и рыночной активности организации. Изменения организации осуществляются на основании данных исследований.

Таблица 10 – Достоинства и недостатки PR как инструмента СМК

Достоинства

Недостатки

- дает аудитории достоверную информацию;

- воспринимается потребителем более объективно;

- охватывает широкий круг потребителей;

- подобно рекламе, обладает возможностями для эффективного броского представления товара (услуги)

- невозможность постоянного контроля со стороны организации;

- СМИ могут акцентировать внимание на второстепенных характеристиках организации и ее товара (услуги); - нерегулярность публикаций