6.6 Целочисленные модели
Результаты решений многих задач, стоящих перед строителями, должны быть выражены в целых числах (например, определение оптимального количества заводов, являющихся поставщиками строительных конструкций или числа монтажных кранов и т.д.). Но если даже в простую задачу линейного программирования внести дополнительное требование целочисленности неизвестных (х = 1,2,3 и т.д.), то решать ее обычными методами уже нельзя. На первый взгляд кажется, что можно легко выйти из положения, округлив полученное каким-либо методом решение. Но, что может означать, к примеру, 2, 3 дома? Надо строить 3 дома? Это решение невозможно, либо возможно осуществить за счет уменьшения других показателей плана. Найти целочисленный оптимальный план - задача непростая. Для решения ее требуется применение довольно тонких специальных математических методов (например, метод "Гомори", основанный на идеях симплекс-метода).
Одним из примеров целочисленного программирования является задача о назначениях. Покажем на примере сущность этой задачи и алгоритм ее решения, в основе которого лежит так называемый венгерский метод.
Пример. Пусть имеется необходимость перебросить пять строительных бригад к месту строительства пяти различных объектов. Под назначением понимается факт приписки бригады к одному из объектов. Задача состоит в том, чтобы найти такое назначение, при котором общее время доставки бригад к месту работы было минимальным.
Представим время tij доставки i-ой бригады в j-ый пункт назначения в виде таблице 17.
Таблица 17 – Этап 1 Таблица 18 – Этап 2
Основной принцип задачи о назначениях состоит в следующем: оптимальность решения не нарушается при уменьшении (увеличении) элементов tij строки (или столбца) таблицы (матрицы) на одну и ту же величину t.
Алгоритм решения может быть представлен в виде этапов.
Этап 1.Образование нулей.
Среди элементов каждого столбца таблицы 17 выбирается наименьший элемент (в таблице эти элементы обведены кружочками) и вычитается из всех элементов этого столбца. В результате этих действий получаем таблицу 18, в которой элементами являются разности
(6.24)
Таблица 19 – Этап 3 Таблица 20 – Этап 4
Этап 2. Поиск возможного оптимального решения.
Оптимальное решение в данной постановке означает, что затраты имеют нулевое значение. Если такое решение найти не удалось, то следует перейти к третьему этапу. Последовательность действий при поиске оптимального решения состоит в следующем. Анализ таблицы 18 начинается с выявления строк, содержащих минимальное число нулей, при этом один из нулей такой строки обводится квадратиком. Затем вычёркиваются все остальные нули, находящиеся в этой строке. Процесс продолжается до тех пор, пока в таблице все нули будут либо обведены квадратиками, либо вычеркнутыми. На данном этапе оптимального решения получить не удалось, так как во второй строке таблицы нет нулевого элемента.
Возьмем, например, элемент t22 - 5, тогда решение будет иметь вид:
(6.25)
Это решение неоптимально (таблица 19).
Этап 3. Образование набора строк и столбцов, содержащих все нули, имеющиеся в таблице (таблица 19).
Последовательность действий.
1 Пометим крестиком (х) строки, не содержащие ни одного обведённого квадратиком нуля. В нашем случае строка 2.
2 Отметим каждый столбец, содержащий зачеркнутый нуль хотя бы в одной из помеченных строк. В нашем случае 5-ый столбец.
3 Пометим каждую строку, в которой содержится обведенный квадратиком нуль хотя бы в одном из помеченных столбцов. В нашем случае строка 1.
4 Далее повторяем перечисленные действия 2 и 3 пока не останется строк и столбцов, которые еще можно пометить. Переходим к этапу 4.
Этап 4. Завершение этапа 3.
Прочеркнем каждую непомеченную строку и каждый помеченный столбец (таблица 19). Прочеркнем строки 3, 4, 5 и 5-ый столбец. Переходим к этапу 5.
Этап 5. Добавление нулей.
В части таблицы, состоящей из неперечеркнутых элементов, выберем наименьший элемент (таблица 19). Это будет элемент 1-ой строки, равный 1. Вычтем этот элемент из всех элементов столбцов 1, 2, 3, 4, 5 и прибавим его затем ко всем элементам перечеркнутых строк, т.е. строк 3, 4, 5. В результате получаем таблицу 20.
Этап 6. Получение оптимального решения или переход к этапу 3.
Оптимальное решение определяется в последовательности, описанной в этапе 2. Повторив этап 2, получим таблицу 20. В таблице 20 нули, обведенные квадратиками, образуют оптимальное решение:
(6.26)
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- 1 Исторический обзор применения моделирования
- 2 Основы системного анализа и моделирования
- 2.1 Этапы системного анализа
- 2.2 Существующие подходы анализа системы
- 2.3 Понятие о моделировании. Классификация моделей
- 2.4 Основные этапы и принципы моделирования
- 3 Элементы математической статистики
- 3.1 Понятие о математической статистике
- 3.2 Задачи математической статистики
- 3.2.1 Первый этап – сбор и первичная обработка данных
- 3.2.2 Второй этап – определение точечных оценок распределения
- 3.2.3 Третий этап – определение интервальных оценок, понятие о статистической гипотезе
- 3.2.4 Четвертый этап – аппроксимация выборочного распределения теоретическим законом
- 3.3 Области применения статистических методов обработки данных
- 3.3.1 Статистический контроль прочности бетона
- 3.3.2 Метод множественной корреляции
- 4 Статистическое планирование эксперимента
- 4.1 Понятие о планировании эксперимента. Основные задачи эксперимента
- 4.2 Понятие о полиноме, отклике, факторах и уровнях варьирования, факторном пространстве
- 4.3 Первичная статистическая обработка результатов эксперимента
- 4.4 Математическая модель эксперимента. Метод наименьших квадратов
- 4.5 Получение некоторых эмпирических формул
- 4.6 Метод наименьших квадратов для функции нескольких переменных
- 4.7 Дисперсионная матрица оценок
- 4.8 Критерии оптимального планирования
- 4.9 Планы для построения линейных и неполных квадратичных моделей
- 4.10 Планы для построения полиномиальных моделей второго порядка
- 4.11 Регрессионный анализ модели
- 4.12 Анализ математической модели
- 4.13 Решение оптимизационных задач
- 4.14 Моделирование свойств смесей
- 4.15 Принципы имитационного моделирования
- 4.16 Решение рецептурно-технологических задач на эвм в режиме диалога
- 5 Основные виды задач, решаемых при организации, планировании и управлении строительством
- 5.1 Математические модели некоторых задач в строительстве
- 5.2 Примеры решения некоторых задач
- 5.2.1 Решение транспортной задачи
- 5.2.2 Решение задачи о ресурсах
- 5.2.3 Решение задачи нахождения оптимальной массы фермы
- 5.3 Организационные задачи
- 6 Моделирование в строительстве
- 6.1 Модели линейного программирования
- 6.2 Нелинейные модели
- 6.3 Модели динамического программирования
- 6.4 Оптимизационные модели (постановка задач оптимизации)
- 6.5 Модели управления запасами
- 6.6 Целочисленные модели
- 6.7 Цифровое моделирование (метод перебора)
- 6.8 Вероятностно-статистические модели
- 6.9 Модели теории игр
- 6.10 Модели итеративного агрегирования
- 6.11 Организационно-технологические модели
- 6.12 Графические модели
- 6.13 Сетевые модели
- 7 Организационное моделирование систем управления строительством
- 7.1 Основные направления моделирования систем управления строительством
- 7.2 Аспекты организационно-управленческих систем (моделей)
- 7.3 Деление организационно-управленческих моделей на группы
- 7.4 Виды моделей первой группы
- 7.5 Виды моделей второй группы
- Список использованных источников