5.2.1 Решение транспортной задачи
Чтобы применить к решению транспортной задачи симплекс-метод, переобозначим неизвестные так:
x1, х2, х3, х4 – количество тонн бетона, которое вывозится с первого бетонного завода соответственно на 1, 2, 3 и 4-ю строительные площадки;
x5, х6, х7, x8 – количество тонн бетона, вывозимого со второго бетонного завода соответственно на 1, 2, 3 и 4-ю строительные площадки. Зададимся конкретными значениями стоимости перевозки одной тонны бетона с соответствующих заводов на строительные площадки (в определенных денежных единицах).
Все данные сведем в таблицу 12.
Таблица 12 – Транспортная задача
Бетонные заводы | Строительные площадки
| Входные параметры | |
Стоимость перевозки 1т | Количество тонн | ||
1 | 1 | Х1 | 2 |
2 | Х2 | 1 | |
3 | Х3 | 3 | |
4 | Х4 | 2 | |
2 | 1 | Х5 | 2 |
2 | Х6 | 3 | |
3 | Х7 | 3 | |
4 | Х8 | 1 |
Тогда функция цели (стоимость всех перевозок) и система ограничений примут вид
f = 2x1 + x2 + 3x3 + 2x4 + 2x5 + 3x6 + 3x7 + x8
x1 + x2 + x3 + x4 = 400
x5 + x6 + x7 + x8 = 560
x1 + x2 = 220 (5.18)
x2 + x6 = 200
x3 + x7 = 180
x4 + x8 = 360
Выпишем матрицу системы ограничений
(5.19)
Теперь нужно найти ранг этой матрицы. Если первые две строки матрицы поменять местами, то можно получить неравный нулю определитель
(5.20)
Следовательно, ранг матрицы системы ограничений r = 5 (не равен нулю определитель пятого порядка, а все определители большего порядка равны нулю).
Значит, пять неизвестных будут базисными, а три – свободными. Обозначим их так:
x1, х2, х3 - свободные неизвестные;
х4, х5, х6, х7, x8 – базисные неизвестные.
Из системы ограничений (5.18) выражаем базисные неизвестные:
х4 = 400 –х1 – х2 – х3
х5 = 220 – х1
х6 = 200 – х2 (5.21)
х7 = 180 – х3
х8 = - 40 + х1 + х2 + х3
Если все свободные неизвестные принять равными нулю, то х8 = -40 < 0. Следовательно, опорный план не найден. Нужно неизвестную х перевести в базисные неизвестные, а х8 – в свободные.
Тогда из (5.21) получим выражение новых базисных неизвестных через свободные:
x1 = 40 –х2 – х3 + х8
х4 = 360 –х8
х5 = 180 + х2 + х3 – х8 (5.22)
х6 = 200 – х2
х7= 180-х3
Теперь при равных нулю свободных неизвестных все базисные неизвестные положительны. Следовательно, план (40, 0, 0, 360, 180, 200, 180, 0) является опорным.
Запишем функцию цели (5.18) в базисной форме:
(5.23)
Так как некоторые коэффициенты при неизвестных в функции цели отрицательны, то найденный опорный план не является оптимальным.
Наибольший по модулю отрицательный коэффициент в (5.23) стоит перед х2, поэтому эту неизвестную переведем из свободных в базисные, а неизвестную х1, переведем из базисных в свободные. Тогда система ограничений (5.22) примет вид
х2 = 40 – х1 – х3 + х8
х4 = 360 – х8
х5 = 220-х1 (5.24)
x6=160 + х1 + х3 – х8
х7 = 180-х3
Запишем новый опорный план (0, 40, 0, 360, 220, 160, 180, 0). Функция цели (5.23) также изменится и примет вид
(5.25)
Опять найденный опорный план не является оптимальным, так как в функции цели (5.25) перед х8 стоит отрицательный коэффициент. Значит, неизвестную х8 нужно перевести из свободных в базисные. При этом базисная неизвестная x6 перейдет в свободные.
Система ограничений теперь примет вид
x2=200-x6
x4=200-x1-x3+x6
x5=220-x1 (5.26)
x7=180-x3
x8=160+x1+x3-x6
Новый опорный план будет (0, 200, 0, 200, 220, 0, 180, 160), а функция цели
(5.27)
И опять найденный опорный план не будет оптимальным, так как перед некоторыми неизвестными в функции цели (5.27) стоит отрицательный коэффициент.
Переведем неизвестную х1 из свободных в базисные, тогда базисная неизвестная x4 перейдет в свободные.
Теперь система ограничений (5.26) примет вид
x1=200-x3-x4+x6
x2=200-x6
x5=20+x3+x4-x6 (5.28)
x7=180-x3
x8=160-x4
Опорный план будет таким (200, 200, 0, 0, 20, 0, 180, 360), а функция цели
(5.29)
Так как все коэффициенты при неизвестных в функции цели (5.29) неотрицательны, то найденный опорный план (5.28) будет оптимальным.
Следовательно, чтобы стоимость всех перевозок бетона была минимальной, с первого бетонного завода нужно вывести на первую строительную площадку 200 т, на вторую – тоже 200 т. На третью и четвертую бетон не завозить. Со второго бетонного завода на первую строительную площадку вывести 20 т, на третью - 180т, на четвертую – 360 т, а на вторую площадку бетон не завозить. Стоимость всех перевозок при таком плане будет составлять 1540 соответствующих единиц.
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- 1 Исторический обзор применения моделирования
- 2 Основы системного анализа и моделирования
- 2.1 Этапы системного анализа
- 2.2 Существующие подходы анализа системы
- 2.3 Понятие о моделировании. Классификация моделей
- 2.4 Основные этапы и принципы моделирования
- 3 Элементы математической статистики
- 3.1 Понятие о математической статистике
- 3.2 Задачи математической статистики
- 3.2.1 Первый этап – сбор и первичная обработка данных
- 3.2.2 Второй этап – определение точечных оценок распределения
- 3.2.3 Третий этап – определение интервальных оценок, понятие о статистической гипотезе
- 3.2.4 Четвертый этап – аппроксимация выборочного распределения теоретическим законом
- 3.3 Области применения статистических методов обработки данных
- 3.3.1 Статистический контроль прочности бетона
- 3.3.2 Метод множественной корреляции
- 4 Статистическое планирование эксперимента
- 4.1 Понятие о планировании эксперимента. Основные задачи эксперимента
- 4.2 Понятие о полиноме, отклике, факторах и уровнях варьирования, факторном пространстве
- 4.3 Первичная статистическая обработка результатов эксперимента
- 4.4 Математическая модель эксперимента. Метод наименьших квадратов
- 4.5 Получение некоторых эмпирических формул
- 4.6 Метод наименьших квадратов для функции нескольких переменных
- 4.7 Дисперсионная матрица оценок
- 4.8 Критерии оптимального планирования
- 4.9 Планы для построения линейных и неполных квадратичных моделей
- 4.10 Планы для построения полиномиальных моделей второго порядка
- 4.11 Регрессионный анализ модели
- 4.12 Анализ математической модели
- 4.13 Решение оптимизационных задач
- 4.14 Моделирование свойств смесей
- 4.15 Принципы имитационного моделирования
- 4.16 Решение рецептурно-технологических задач на эвм в режиме диалога
- 5 Основные виды задач, решаемых при организации, планировании и управлении строительством
- 5.1 Математические модели некоторых задач в строительстве
- 5.2 Примеры решения некоторых задач
- 5.2.1 Решение транспортной задачи
- 5.2.2 Решение задачи о ресурсах
- 5.2.3 Решение задачи нахождения оптимальной массы фермы
- 5.3 Организационные задачи
- 6 Моделирование в строительстве
- 6.1 Модели линейного программирования
- 6.2 Нелинейные модели
- 6.3 Модели динамического программирования
- 6.4 Оптимизационные модели (постановка задач оптимизации)
- 6.5 Модели управления запасами
- 6.6 Целочисленные модели
- 6.7 Цифровое моделирование (метод перебора)
- 6.8 Вероятностно-статистические модели
- 6.9 Модели теории игр
- 6.10 Модели итеративного агрегирования
- 6.11 Организационно-технологические модели
- 6.12 Графические модели
- 6.13 Сетевые модели
- 7 Организационное моделирование систем управления строительством
- 7.1 Основные направления моделирования систем управления строительством
- 7.2 Аспекты организационно-управленческих систем (моделей)
- 7.3 Деление организационно-управленческих моделей на группы
- 7.4 Виды моделей первой группы
- 7.5 Виды моделей второй группы
- Список использованных источников